Персонализация данных как тенденция развития корпоративной отчетности

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.406

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы методологии корпоративной отчетности, связанные с несоответствием ее современных форм информационным потребностям заинтересованных пользователей. Цель исследования — охарактеризовать актуальную практику персонализированной отчетности как инструмента взаимодействия участников экономических отношений, а также оценить вероятные перспективы ее развития в условиях современной информационной среды. Вводится понятие персонализированной отчетности, характеризующее тенденцию инициативного представления компаниями данных, ориентированных на информационные запросы конкретного контрагента. Теоретической основой для данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные текущему кризису публичной корпоративной отчетности и возможным вариантам развития ее практики, а также исследования, в которых раскрывается степень соответствия традиционных форм корпоративной финансовой отчетности уровню развития современных технологий. Практической базой данного исследования стали материалы опроса топ-менеджмента более 300 российских компаний и полученные данными компаниями запросы контр агентов на предоставление им персонализированной отчетности. Методика данного опроса основывалась на работах ряда зарубежных авторов, проводивших сходные исследования в последние годы. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, доказав наличие практики персонализированной отчетности и потребности в ее развитии. Сформулирован ряд предложений относительно формата, сроков представления и содержательного наполнения персонализированной корпоративной отчетности. Кроме того, текущий уровень развития информационных технологий позволяет допустить, что благодаря их реализации в практике бухгалтерского учета заинтересованные лица смогут получать персонализированную отчетность компаний в режиме реального времени. В этой связи персонализированная отчетность может рассматриваться как дополнение или — в перспективе — альтернатива современным формам финансовой отчетности.

Ключевые слова:

бухгалтерский учет, отчетность, данные, заинтересованные лица, персонализация, информация, современность, технологии, развитие, кризис

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кащина Ж. Е. (2019) Персонализация корпоративной отчетности как направление развития ее практики. Вестник Новосибирского государственного университета экономики и управления. Т. 1. С. 161–173.

Кащина Ж. Е. (2021) Персонализация корпоративной отчетности как новый этап развития ее практики. Международный бухгалтерский учет. Т. 24(9). С. 1033–1053.

Ковалев В. В. (2013) Является ли бухгалтерский учет наукой: ретроспектива взглядов и тенденции. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. № 2. С. 90–112.

Ковалев В. В. (2014) О новых моделях корпоративной отчетности: обзор материалов форума по отчетности бизнеса и экономическому развитию. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. № 3. С. 165–173.

Мэтьюс М. Р., Перера М. Х. (1999) Теория бухгалтерского учета. М.: ЮНИТИ. 623 с.

Палий В. Ф. (2007) Теория бухгалтерского учета: современные проблемы. М.: Бухгалтерский учет.88 c.

Пятов М. Л., Глинский В. В. (2018) Концепция гуманизации данных статистики в работах Я. В. Соколова. Вопросы статистики. Т. 25, № 3. С. 79–88.

Пятов М. Л., Рогожникова В. Н. (2020) Современный дилетантизм. Вопросы философии. № 7. С. 202–213.

Пятов М. Л., Соловей Т. Н. (2018) Отчетность компаний в условиях новой информационной реальности. Сборник докладов международного научного форума «Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов». В 4 т. Т. 1. Hовосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления. C. 208–212.

Соколов Я. В. (1996) Бухгалтерский учет: От истоков до наших дней. М.: Юнити. 638 с.

Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. (2000) Теория бухгалтерского учета. Пер. с англ. под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика. 576 с.

Экклз Р., Герц Р., Киган Э., Филлипс Д. (2002) Революция в корпоративной отчетности. М.: Олимп-Бизнес. 380 с.

Amir E., Einhorn E., Kama I. (2014) The role of accounting disaggregation in detecting and mitigating earnings management. Review of Accounting Studies, vol. 19, pp. 43–68.

Ball A., Owen D. L., Gray R. (2000) External transparency or internal capture? The role of third-party statements in adding value to corporate environmental reports. Business Strategy and the Environment, vol. 9, pp. 1–23.

Barth M. E., Sсhipper K. (2008) Financial Reporting Transparency. Journal of Accounting, Auditing and Finance, vol. 23, pp. 173–190.

Bhimani A., Willcocks L. (2014) “Bigdata” and the transformation of accounting information. Accounting Business Research, vol. 44, pp. 469–490.

Blair M., Wallman S. (2001) Unseen Wealth: Report of the Brookings Task Force on Intangibles. Washington, Brookings Institution Press. 136 p.

Bromwich M. (1992) Financial Reporting, Information and Capital Markets. London, Pitman Publishing. 384 p.

Byström H. (2016) Blockchains, Real-Time Accounting and the Future of Credit Risk Modeling. Scandinavian Working Papers in Economics. URL: http://project.nek.lu.se/publications/workpap/papers/wp16_4.pdf (accessed: 05.01.2019).

Campbell J. (1949) The Hero with a Thousand Faces. Princeton, Princeton University Press. 418 p.

Chambers R. J. (1968) New Pathways in Accounting Thought and Action. The Accountants’ Journal, pp. 700–714.

Cooper S., Crowther D., Carter C. (2001) Challenging the predictiveability of accounting techniques in modelling organizational futures. Management Decision, vol. 39, pp. 137–146.

Coyne J. G., McMickle P. L. (2017) Can blockchains serve an accounting purpose? Journal of emerging technologies in accounting, vol. 14, pp. 574–604.

Francis J., Schipper K. (1999) Have financial statements lost their relevance? Journal of Accounting Research, vol. 37, pp. 319–352.

García-Sánchez N. (2018) Institutional investor protection pressures versus firm incentives in the disclosure of integrated reporting. Australian Accounting Review, vol. 28, pp. 199–219.

Green S., McKinney Jr. E., Heppard K., Garcia L. (2018) Big Data, digital demand and decision-making. International Journal of Accounting & Information Management, vol. 26, pp. 541–555.

Hatfield H. R. (1927) Accounting, its principles and problems. Lawrence, Kansas, Scholars Book Co. 380 p.

Heath L. C. (1978) Financial reporting and the evaluation of solvency. New York, AICPA. 153 p.

Hertz K., Brown D., Marshall S. (2017) Evolution of corporate reporting: from stand-alone corporate social responsibility reporting to integrated reporting. Research in accounting regulation, vol. 29, pp. 172–176.

Jensen M. C., Meckling W. H. (1976) Theory of the firm: managerial behavior, agency costs and ownership structure. Journal of financial economics, vol. 13, pp. 305–360.

Krahel J., Titera W. (2015) Consequences of big data and formalization on accounting and auditing standards. Accounting Horizons, vol. 29, pp. 409–422.

Lodhia S., Stone G. (2017) Integrated reporting in an Internet and social media communication environment: conceptual insights. Australian Accounting Review, vol. 27, pp. 17–33.

MacNeal K. (1970) Truth in accounting. Lawrence, Scholars Book Co. 184 p.

Mattessich R. (2014) Reality and accounting. London and New York, Routledge. 296 p.

Riahi-Belkaoui A. (2004) Accounting Theory. 5th ed. UK, Thomson. 598 p.

Rosenfield P. (2006) Contemporary Issues in Financial Reporting: A User-Oriented Approach. New York, Routledge. 586 p.

Rowley J. (2012) Conducting research interviews. Management Research Review, vol. 35, pp. 260–271.

Sorter G. H. (1969) An ‘Events’ approach to basic accounting theory. Accounting Review, vol. 44, pp. 12–19.

Stamp E., Mumford M. J., Peasnell K. V. (1993) Philosophical perspectives on accounting. London, Routledge.324 p.

Staubus G. J. (1977) Making Accounting Decisions. Houston, Scholars Book Co. 277 p.

Stiglitz J. E. (2002) Information and the change in the paradigm in economics. American Economic Review, vol. 92, pp. 460–501.

Sunder S. (2016a) Better financial reporting: Meanings and means. Journal of Accounting and Public Policy,vol. 35, pp. 211–223.

Sunder S. (2016b) Rethinking financial reporting: Standards, norms and institutions. Foundations and Trends in Accounting, vol. 11, pp. 1–118.

Watts G., Fernie S., Dainty A. (2018) Paradox and legitimacy in construction: How CSR reports restrict CSR practice. International Journal of Building Pathology and Adaptation, vol. 37, pp. 231–246.

Watts R. L., Zimmerman J. L. (1979) The demand for and supply of accounting theories: The market for excuses. The Accounting Review, vol. 4, pp. 273–304.

Zeff S. A. (2002) Political lobbying on proposed standards: a challenge to the IASB. Accounting Horizons, vol. 16, pp. 43–54.


References

Amir E., Einhorn E., Kama I. (2014) The role of accounting disaggregation in detecting and mitigating earnings management. Review of Accounting Studies, vol. 19, pp. 43–68.

Ball A., Owen D. L., Gray R. (2000) External transparency or internal capture? The role of third-party statements in adding value to corporate environmental reports. Business Strategy and the Environment, vol. 9, pp. 1–23.

Barth M. E., Sсhipper K. (2008) Financial Reporting Transparency. Journal of Accounting, Auditing and Finance, vol. 23, pp. 173–190.

Bhimani A., Willcocks L. (2014) “Bigdata” and the transformation of accounting information. Accounting Business Research, vol. 44, pp. 469–490.

Blair M., Wallman S. (2001) Unseen Wealth: Report of the Brookings Task Force on Intangibles. Washington, Brookings Institution Press. 136 p.

Bromwich M. (1992) Financial Reporting, Information and Capital Markets. London, Pitman Publishing. 384 p.

Byström H. (2016) Blockchains, Real-Time Accounting and the Future of Credit Risk Modeling. Scandinavian Working Papers in Economics. URL: http://project.nek.lu.se/publications/workpap/papers/wp16_4.pdf (accessed: 05.01.2019).

Campbell J. (1949) The Hero with a Thousand Faces. Princeton, Princeton University Press. 418 p.

Chambers R. J. (1968) New Pathways in Accounting Thought and Action. The Accountants’ Journal, pp. 700–714.

Cooper S., Crowther D., Carter C. (2001) Challenging the predictiveability of accounting techniques in modelling organizational futures. Management Decision, vol. 39, pp. 137–146.

Coyne J. G., McMickle P. L. (2017) Can blockchains serve an accounting purpose? Journal of emerging technologies in accounting, vol. 14, pp. 574 -604.

Eccles R., Hertz R., Keegan E., Phillips D. (2002) The value reporting revolution. Moscow, Olimp-Biznes Publ. 380 p. (In Russian)

Francis J., Schipper K. (1999) Have financial statements lost their relevance? Journal of Accounting Research,vol. 37, pp. 319–352.

García-Sánchez N. (2018) Institutional investor protection pressures versus firm incentives in the disclosure of integrated reporting. Australian Accounting Review, vol. 28, pp. 199–219.

Green S., McKinney Jr. E., Heppard K., Garcia L. (2018) Big Data, digital demand and decision-making. International Journal of Accounting & Information Management, vol. 26, pp. 541–555.

Hatfield H. R. (1927) Accounting, its principles and problems. Lawrence, Kansas, Scholars Book Co. 380 p.

Heath L. C. (1978) Financial reporting and the evaluation of solvency. New York, AICPA. 153 p.

Hendriksen E. S., Van Breda M. F. (2000) Accounting Theory. Transl. Y. V. Sololova. Moscow, Finansi i statistika Publ. 576 p. (In Russian)

Hertz K., Brown D., Marshall S. (2017) Evolution of corporate reporting: from stand-alone corporate social responsibility reporting to integrated reporting. Research in accounting regulation, vol. 29, pp. 172–176.

Jensen M. C., Meckling W. H. (1976) Theory of the firm: managerial behavior, agency costs and ownership structure. Journal of financial economics, vol. 13, pp. 305–360.

Kashchina Z. E. (2019) Personalization of corporate reporting as the course of development of its practice. Vestnik of Novosibirsk State University of Economics and Management, no. 1, pp. 161–173. (In Russian)

Kashchina Z. E. (2021) Personalization of corporate reporting as a new stage in the development of its practice. International accounting, vol. 24, no. 9, pp. 1033–1053. (In Russian)

Kovalev V. V. (2013) Is accounting a science: a retrospective view and trends. St Petersburg University Journal of Economic Studies, no. 2, pp. 90–112. (In Russian)

Kovalev V. V. (2014) New models of financial reporting: a review of the forum materials on business reporting and economic development. St Petersburg University Journal of Economic Studies, no. 3, pp. 165–173. (In Russian)

Krahel J., Titera W. (2015) Consequences of big data and formalization on accounting and auditing standards. Accounting Horizons, vol. 29, pp. 409 422.

Lodhia S., Stone G. (2017) Integrated reporting in an Internet and social media communication environment: conceptual insights. Australian Accounting Review, vol. 27, pp. 17–33.

MacNeal K. (1970) Truth in accounting. Lawrence, Scholars Book Co. 184 p.

Mattessich R. (2014) Reality and accounting. London and New York, Routledge. 296 p.

Matthews M. R., Perera M. H. (1999) Accounting theory. Moscow, Uniti Publ. 623 p. (In Russian)

Paliy V. F. (2007) Accounting theory: contemporary issues. Moscow, Bukhgalterskiy uchet Publ. 88 p. (In Russian)

Pyatov M. L., Glinsky V. V. (2018) The concept of humanization of statistical data in the works of Ya.V. Sokolov. Questions of statistics, no. 25 (3), pp. 79–88. (In Russian)

Pyatov M. L., Rogozhnikova V. N. (2020) Modern amateurism. Voprosy philosofii, no. 7, pp. 202‒213. (In Russian)

Pyatov M. L., Solovey T. N. (2018) Reporting of companies in a new information reality. Sbornik dokladov mezhdunarodnogo nauchnogo foruma “Obrazovanie i predprinimatel’stvo v Sibiri: napravlenie vzaimodeistviya i razvitie regionov” in 4 vols. Vol. 1. Novosibirsk, Novosibirsk State University of Economics and Management Publ., pp. 208–212. (In Russian)

Riahi-Belkaoui A. (2004) Accounting Theory. 5th ed. UK, Thomson. 598 p.

Rosenfield P. (2006) Contemporary Issues in Financial Reporting: A User-Oriented Approach. New York, Routledge. 586 p.

Rowley J. (2012) Conducting research interviews. Management Research Review, vol. 35, pp. 260–271.

Sokolov Ya. V. (1996) Accounting: From the beginnings to the present day. Moscow, Unity. 638 p. (In Russian)

Sorter G. H. (1969) An ‘Events’ approach to basic accounting theory. Accounting Review, vol. 44, pp. 12–19.

Stamp E., Mumford M. J., Peasnell K. V. (1993) Philosophical perspectives on accounting. London, Routledge. 324 p.

Staubus G. J. (1977) Making Accounting Decisions. Houston, Scholars Book Co. 277 p.

Stiglitz J. E. (2002) Information and the change in the paradigm in economics. American Economic Review, vol. 92, pp. 460–501.

Sunder S. (2016) Better financial reporting: Meanings and means. Journal of Accounting and Public Policy, vol. 35, pp. 211–223.

Sunder S. (2016) Rethinking financial reporting: Standards, norms and institutions. Foundations and Trends in Accounting, vol. 11, pp. 1–118.

Watts G., Fernie S., Dainty A. (2018) Paradox and legitimacy in construction: How CSR reports restrict CSR practice. International Journal of Building Pathology and Adaptation, vol. 37, pp. 231–246.

Watts R. L., Zimmerman J. L. (1979) The demand for and supply of accounting theories: The market for excuses. The Accounting Review, vol. 4, pp. 273–304.

Zeff S. A. (2002) Political lobbying on proposed standards: a challenge to the IASB. Accounting Horizons, vol. 16, pp. 43–54.

Загрузки

Опубликован

01.02.2022

Как цитировать

Кащина, Ж. (2022). Персонализация данных как тенденция развития корпоративной отчетности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(4), 656–681. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.406

Выпуск

Раздел

Корпоративные финансы, инвестиции и учет