Взаимосвязь структуры рынка, размера фирм и их инновационной активности в экономике России: опыт отраслевого конкурентного анализа

Авторы

  • Сергей Петров Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН; Новосибирский государственный технический университет https://orcid.org/0000-0002-6330-3602

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.303

Аннотация

Ряд проведенных ранее теоретических и прикладных исследований показал отсутствие однозначной зависимости между структурой рынка, определяемой, в частности,
размером фирм, и их инновационной активностью. Понимание характера взаимосвязи между структурой рынка, размером фирм и их поведением позволяет поднять уровень обоснования и стратегий бизнеса, и инновационной политики, что актуально в условиях цифровой трансформации экономики России. Статья посвящена углубленному изучению вопроса о влиянии структуры рынка на инновационную активность фирм в России в 2006–2016 гг. Выбор данного периода обусловлен переходом в 2017 г. на новую редакцию Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и началом активной цифровизации экономики России. Гипотезой исследования является утверждение, что в России под действием ряда событий обостряется влияние размера фирм на их инновационную активность в различных отраслях экономики. На основе построения моделей объединенной регрессии и панельных данных показано, что на исследуемом этапе развития страны прослеживается положительная взаимосвязь между средним размером фирм в отрасли и их инновационной активностью. Одновременно в результате проведенного анализа были выявлены предпосылки для усиления роли отраслей с меньшими по размеру фирмами, то есть отраслей, относящихся к среднеконцентрированным, что указывает на изменение структуры экономики России. Наряду с этим проведенная в статье оценка взаимосвязи между размером фирм и их инновационной активностью позволила сделать вывод, что в экономике России связь между размером фирм и долей затрат, направляемых на технологические инновации, не имеет статистически значимой отраслевой специфики, то есть их связь с принадлежностью к определенному виду экономической деятельности не прослеживается. Перспективы развития данного исследования заключаются в более глубоком изучении факторов, определяющих полученные результаты, в разработке рекомендаций по формированию работающей инновационной системы России, а также по совершенствованию сферы антимонопольного регулирования в вопросе выявления барьеров входа.

Ключевые слова:

cтруктура рынка, инновации, инновационная активность фирм, затраты на технологические инновации, размер фирм, отрасли экономики России

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Алехина О. И. (2013) Влияние конкуренции на инновационную активность в российской промышленности. Менеджмент инноваций. № 3. С. 206–224.

Баринова В. А., Земцов С. П. (2019) Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование. Вопросы статистики. Т. 26. № 6. С. 55–71. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-6-55-71

Голиченко О. Г. (2004) Российская инновационная система: проблемы развития. Вопросы экономики. № 12. С. 16–34. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2004 12-16-34

Катунин В. В., Зиновьева Н. Г., Петракова Т. М., Иванова И. М. (2020) Основные показатели работы черной металлургии России в 2019 г. Бюллетень «Черная металлургия». Т. 76. № 4. С. 309–334.

Козлов К. К., Соколов Д. Г., Юдаева К. В. (2004) Инновационная активность российских фирм. Экономический журнал ВШЭ. № 3. С. 399–419.

Матвеев В. В., Овчинникова А. В. (2015) Оценка влияния малых предприятий на развитие национальной экономики в контексте парадигмы «Структура — Поведение — Результативность». Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. № 3. С. 4–26.

Овчинникова А. В. (2013) Анализ влияния структуры рынка на инновационную деятельность. Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». Т. 7. № 2. С. 86–94.

Пахомова Н. В., Казьмин А. А. (2013) Взаимосвязь структуры рынка и инновационной активности фирм: новые результаты с учетом технологических возможностей отраслей. Проблемы современной экономики. № 4. С. 53–60.

Пахомова Н. В., Рихтер К. К. (2009) Экономика отраслевых рынков и политика государства. М.: Экономика. 815 с.

Шерер Ф. М., Росс Д. (1997) Структура отраслевых рынков. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 698 с.

Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. (2005) Competition and innovation: an inverted-Urelationship. Quarterly Journal of Economics, vol. 120, no. 2, pp. 701–728.

Askenazy P., Cahn C., Irac D. (2013) Competition, R&D, and the cost of innovation: Evidence for France. Oxford Economic Papers, no. 65, pp. 293–311.

Bound J., Cummins C., Griliches Z., Hall B. H., Jaffe A. (1982) Who does R&D and who patents? NBER Working Paper Series, no. 908. 57 p.

Chalioti E., Serfes K. (2017) Strategic incentives for innovations and market competition. International Journal of Industrial Organization, no. 52, pp. 427–449. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2017.03.004

De P. K., Nagaraj P. (2014) Productivity and firm size in India. Small Business Economics, vol. 42, pp. 891–907. https://doi.org/10.1007/s11187-013-9504-x

Dhanora M., Sharma R., Jose M. (2020) Two-way relationship between innovation and market structure: Evidence from Indian high and medium technology firms. Economics of Innovation and New Technology,vol. 29, iss. 2, pp. 147–168. https://doi.org/10.1080/10438599.2019.1596575

Evans D. S. (1987) The relationship between firm growth, size, and age: Estimates for 100 manufacturing industries. The Journal of Industrial Economics. The Empirical Renaissance in Industrial Economics,vol. 35, no. 4, pp. 567–581.

Lee D. (1999) A study of firm size and technology innovation. Journal of Economic Research, no. 4, pp. 61–85.

Marshall G., Parra A. (2019) Innovation and competition. International Journal of Industrial Organization,no. 65, pp. 221–247. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2019.04.001

Savrul M., Incekara A. (2015) The Effect of R&D Intensity on innovation performance: A country level evaluation. Procedia — Social and Behavioral Sciences, no. 210, pp. 388–396.

Suzuki K. (2019) Competition, patent protection, and innovation with heterogeneous firms in an endogenous market structure. Journal of Public Economic Theory, vol. 22, iss. 3, pp. 1–22. https://doi.org/10.1111/jpet.12415


References

Aghion P., Bloom N., Blundell R., Griffith R., Howitt P. (2005) Competition and innovation: an inverted-Urelationship. Quarterly Journal of Economics, vol. 120, no. 2, pp. 701–728.

Alechina O. I. (2013) The impact of competition on innovation activity in the Russian industry. Innovation Management, no. 3, pp. 206–224. (In Russian)

Askenazy P., Cahn C., Irac D. (2013) Competition, R&D, and the cost of innovation: Evidence for France. Oxford Economic Papers, no. 65, pp. 293–311.

Barinova V. A., Zempsov S. P. (2019) International Comparative Analysis of the Role of Small and Medium-

Sized Enterprises in the National Economy: A Statistical Study. Voprosy statistiki, V, 26, no. 6, pp. 55–71. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-6-55-71 (In Russian) Bound J., Cummins C., Griliches Z., Hall B. H., Jaffe A. (1982) Who Does R&D and who patents? NBER Working Paper Series, no. 908. 57 p.

Chalioti E., Serfes K. (2017) Strategic incentives for innovations and market competition. International Journal of Industrial Organization, no. 52, pp. 427–449. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2017.03.004

De P. K., Nagaraj P. (2014) Productivity and firm size in India. Small Business Economics, vol. 42, pp. 891–907. https://doi.org/10.1007/s11187-013-9504-x

Dhanora M., Sharma R., Jose M. (2020) Two-way relationship between innovation and market structure: Evidence from Indian high and medium technology firms. Economics of Innovation and New Technology, vol. 29, iss. 2, pp. 147–168. https://doi.org/10.1080/10438599.2019.1596575

Evans D. S. (1987) The relationship between firm growth, size, and age: Estimates for 100 manufacturing industries. The Journal of Industrial Economics. The Empirical Renaissance in Industrial Economics, vol. 35, no. 4, pp. 567–581.

Golichenko O. G. (2004) The Russian innovation system: Problems of development. Voprosy Ekonomiki, no. 12, pp. 16–34. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2004-12-16 34. (In Russian)

Katunin V. V., Zinov’eva N. G., Ivanova I. M., Petrakova T. M. (2020) Basic indices of Russian steel industry operation in 2019. Chernaia metallurgiia. Biulleten’ nauchno tekhnicheskoy i ekonomicheskoy informatsii, vol. 76, no. 4, pp. 309–334. (In Russian)

Kozlov K. K., Sokolov D. G., Judaeva K. V. (2004) Innovation activity of Russian firms. HSE Economic Journal, no. 3, pp. 399–419. (In Russian)

Lee D. (1999) A study of firm size and technology innovation. Journal of Economic Research, no. 4, pp. 61–85.

Marshall G., Parra A. (2019) Innovation and competition. International Journal of Industrial Organization, no. 65, pp. 221–247. https://doi.org/10.1016/j.ijindorg.2019.04.001

Matveev V. V., Ovchinnikova A. V. (2015) Assessment of small enterprises impact on the development of national economy in the framework of the paradigm “Structure — Conduct — Performance”. St Petersburg University Journal of Economic Studies, no. 3, pp. 4–26. (In Russian)

Ovchinnikova A. V. (2013) Analysis of market structure influence on innovative activity. Bulletin of the South Ural State University. Series “Economics and Management”, vol. 7, no. 2, pp. 86–94. (In Russian)

Pakhomova N. V., Kazmin A. A. (2013) Interconnection of market structure and firms innovation activity: New results taking into account the industries technological capabilities. Problems of Modern Economics, no. 4, pp. 53–60. (In Russian)

Pakhomova N. V., Riсhter K. K. (2009) Industrial organization and public policy. Moscow, Economizdat Publ. 815 p. (In Russian)

Savrul M., Incekara A. (2015) The effect of R&D intensity on innovation performance: A country level evaluation. Procedia — Social and Behavioral Sciences, no. 210, pp. 388–396.

Scherer F. M., Ross D. (1997) Industrial Market Structure and Economic Performance. (Rus. ed.) Moscow, Infra-M Publ. 698 p. (In Russian)

Suzuki K. (2019) Competition, patent protection, and innovation with heterogeneous firms in an endogenous market structure. Journal of Public Economic Theory, vol. 22, iss. 3, pp. 1–22. https://doi.org/10.1111/jpet.12415

Загрузки

Опубликован

14.10.2021

Как цитировать

Петров , С. (2021). Взаимосвязь структуры рынка, размера фирм и их инновационной активности в экономике России: опыт отраслевого конкурентного анализа. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(3), 413–441. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.303

Выпуск

Раздел

Россия и экономика формирующихся рынков