Недобросовестная коммерческая практика (мисселинг) как барьер для ESG-трансформации российского банковского бизнеса

Авторы

  • Алекcандр Канаев Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-6109-8257
  • Ольга Канаева Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-8257-9399

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.405

Аннотация

Статья посвящена малоизученному феномену современной финансовой системы, получившему название «мисселинг», который представляет собой ряд взаимосвязанных недобросовестных практик и приемов продажи финансовых услуг, наносящих весомый ущерб репутации российских банков и подрывающих долгосрочную лояльность их клиентов. Цель написания статьи — раскрыть сущность данного правового, социального, коммерческого и финансового феномена, исследовать его формы и приемы,проанализировать причины распространения в России, а также выработать предложения по защите потребителей от данных практик. Достижение цели работы обеспечивается использованием историко-генетического метода исследования, анализом публикаций ведущих экспертов и нормативных разработок в области ответственного финансирования, обобщением эмпирических мониторинговых исследований, посвященных защите прав потребителей финансовых услуг. В результате проведена реконцептуализация мисселинга, позволившая дать расширенную трактовку феномена как недобросовестной коммерческой практики, нарушающей права потребителя и проти- воречащей принципам ответственного ведения бизнеса. Показано, что от решения задач по усилению защищенности потребителя в решающей мере зависят перспективы масштабной ESG-трансформации банковского бизнеса, его перестройки на принципах устойчивого развития. Эффективное функционирование финансового сектора экономики, опирающегося на принципы доверия и конкуренции и использующего инструменты, отвечающие запросам заинтересованных сторон, предполагает усиление социальной направленности банковского бизнеса, чему будут способствовать серьезная модернизация системы защиты прав потребителей, меры по расширению юрисдикционных полномочий Банка России в области предотвращения административных
правонарушений, совершенствование нефинансовой отчетности и повышение финансовой грамотности широких слоев населения страны.

Ключевые слова:

«зеленая» экономика, инвестиционное страхование жизни, мисселинг, недобросовестные деловые практики, поведенческий надзор, права потребителей, устойчивое развитие, страховая защита от неплатежей, ESG-трансформация.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Black, J. and Nobles, R. (1998) ‘Personal Pensions Mis-selling: The Causes and Lessons of Regulatory Failure’,The Modern Law Review, 61 (6), pp. 789–820.

Blacker, K. (2000) ‘Mitigating Operational Risk in British Retail Banks’, Risk Management, 2 (3), pp. 23‑33.

Brannan, M. J. (2017) ‘Retail banks are on a charm offensive — but mis-selling continues’, The Conversation. August 8. Available at: http://theconversation.com/retail-banks-are-on-a-charm-offensive-but-misselling-continues-81918 (accessed: 28.03.2022).

Cartwright, P. (2001) Consumer Protection and the Criminal Law: Law, Theory, and Policy in the UK. Cambridge: Cambridge University Press.

Chen, T-J. (2018) An International Comparison of Financial Consumer Protection. Singapore: Springer.

Cherednychenko, O. O. and Meindertsma, J. M. (2019) ‘Irresponsible Lending in the Post-Crisis Era: Is the EU Consumer Credit Directive Fit for Its Purpose?’, Journal of Consumer Policy, 42 (4), pp. 483–519.

Ferrari, E. (2012) ‘Regulatory Lessons from the Payment Protection Insurance Mis-selling Scandal in the UK’, European Business Organization Law Review, 13 (2), pp. 247–270.

Fetisov, V. (2007) ‘October, socialism and modernity’, Teleskop, 5, pp. 15–20. (In Russian)

Georgosouli, A. (2014) ‘Payment Protection Insurance (PPI) Mis-selling: Some Lessons from the UK’, Connecticut Insurance Law Journal, 21 (1), pp. 261–288.

Halan, M., Sane, R. and Thomas, S. (2014) ‘The case of the missing billions: estimating losses to customers due to mis-sold life insurance policies’, Journal of Economic Policy Reform, 17 (4), pp. 285‑302.

Hamblin, C. (2020) ‘Danish prosecutor’s office fines Danske Bank 9 million kroner over Flexinvest Fri’, Compliance Matters. November 4. Available at: https://www.comp-matters.com/article.php?id=189200 (accessed: 28.03.2022).

Herring, R. and Santomero, A. (1999) ‘What Is Optimal Financial Regulation?’ The Wharton School University of Pennsylvania. May. Available at: https://www.researchgate.net/publication/23739233_What_Is_Optimal_Financial_Regulation (accessed: 28.03.2022).

Jones, R. (2019) ‘The end of a scandal: banks near a final release from their PPI liabilities’, The Guardian, August 24. Available at: https://www.theguardian.com/money/2019/aug/23/ppi-end-of-a-scandalbanks-final-release-liabilities-deadline (accessed: 28.03.2022).

Klumpes, P. J. (2004) ‘Performance Benchmarking in Financial Services: Evidence from the UK Life Insurance Industry’, The Journal of Business, 77(2), pp. 257–273.

Lyon, M. (1998) ‘Challenges of the Pension Revolution’, Financial Stability Review, 4, pp. 65–79.

McConnell, P. and Blacker, K. (2012) ‘Systemic Operational Risk: the UK Payment Protection Insurance Scandal’, Journal of Operation Risk, 7 (1), pp. 7–139.

McMeel, G. and Virgo, J. (2001) Financial Advice and Financial Products. Oxford: Oxford University Press.

Morris, S. and Storbeck, O. (2021) ‘Deutsche Bank compensates Spanish winemaker over forex scandal’, The Irish Times. June 28. Available at: https://www.irishtimes.com/business/financial-services/deutschebank-compensates-spanish-winemaker-over-forex-scandal-1.4605597 (accessed: 28.03.2022).

Ryley, Ph. and Virgo, J. (1999) ‘Mis-selling of Personal Pension Plans: A Legal Perspective’, Journal of Pension Management, 5 (1), pp. 18–36.

Stankevich, G. V. and Kasevich, E. V. (2018) ‘The Bank of Russia as a body of currency regulation and currency control: some topical aspects’, Humanitarian and legal studies. Legal Sciences, 2, pp. 183–188.(In Russian)

Ward, S. (2000) ‘Personal Pensions in the UK, the Mis-Selling Scandal and The Lessons to be Learnt’, in Hughes G. and Stewart, J. (ed.). Pensions in the European Union: Adapting to Economic and SocialChange. Boston: MA. Springer, pp. 139–146

Загрузки

Опубликован

23.12.2022

Как цитировать

Канаев, А., & Канаева, О. . (2022). Недобросовестная коммерческая практика (мисселинг) как барьер для ESG-трансформации российского банковского бизнеса. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38(4), 581–606. https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.405

Выпуск

Раздел

Общественные финансы, страховое и банковское дело