Механизмы достижения достойной оплаты труда в российской экономике

Авторы

  • Олеся Вередюк Санкт-Петербургский государственный университет
  • Елена Сыченко Университет Бернардо О’Хиггинс

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2024.102

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению новых правил расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ), введенных в 2020 г. в России, на предмет их содействия реализации задачи по обеспечению, согласно действующим нормам международного и российского трудового права, достойной оплаты труда. Оставаясь инструментом регулирования нижнего порога оплаты труда, институт минимальной оплаты труда в 2020 г. претерпел серьезные изменения, затронувшие базу для расчетов; уровень и частоту пересмотра МРОТ; источники данных. Завершение первых годовых циклов действия новых правил расчета МРОТ и инфляционное стресс-тестирование 2022–2023 гг. дают возможность оценить
практику реализации правил. Данное исследование строится на оценке соответствия новых правил расчета МРОТ действующим международным нормам, задающим общие стандарты достойной оплаты труда, заложенным в таких документах, как Конвенция об установлении минимальной заработной платы Международной организации труда, Европейская социальная хартия, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, а также Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств. Особое внимание уделяется основным вехам в развитии законодательного регулирования МРОТ в современной России. Сделан вывод о том, что изменения правил расчета МРОТ снизили его чувствительность к инфляции и нарушили связь с расходами, необходимыми для поддержания воспроизводства человеческого капитала работника и его домохозяйства. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что новые правила расчета МРОТ характеризует сниженный потенциал для достижения достойного труда как одной из заявленных национальных целей развития страны на период до 2030 г. Предлагаются способы мягкого реформирования МРОТ в сторону его содействия росту реальных доходов работников и членов их домохозяйств. Подчеркивается необходимость установления более результативного диалога между государством и другими стейкхолдерами при выработке эффективных решений по достижению достойной оплаты труда в условиях трансформационных процессов в экономике.

Ключевые слова:

МРОТ, минимальная оплата труда, методика расчета МРОТ, институциональные рамки, приоритеты социальной политики, трудовое право, достойная оплата труда, достойный труд.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Бобков, В. Н., Гулюгина, А. А., Одинцова, Е. В. и Сафронова, А. М. (2019) ‘Социально приемлемая потребительская корзина’, Уровень жизни населения регионов России, 15, c. 8–26. https://doi.org/10.19181/1999-9836-2019-10060

Бобков, В. Н., Одинцова, Е. В. и Гулюгина, А. А. (2020) ‘Потребительская корзина как основа государственных гарантий минимальных денежных доходов российских граждан (часть вторая)’,Народонаселение, 23 (4), c. 4–18. https://doi.org/10.19181/population.2020.23.4.1

Вишневская, Н. Т. (2016) ‘Регионализация минимальных заработных плат’, Вопросы государственного и муниципального управления, 4, c. 27–44.

Коденцова, В. М., Вржесинская, О. А., Никитюк, Д. Б. и Тутельян, В. А. (2018) ‘Витаминная обеспеченность взрослого населения Российской Федерации: 1987–2017 гг.’, Вопросы питания, 87 (4), с. 62–68. https://doi.org/10.24411/0042-8833-2018-10043

Корнейчук, Б. (2021) ‘Новая методика расчета прожиточного минимума: проблемы теории и практики’, Экономическая политика, 16, c. 120–139. https://doi.org/10.18288/1994-5124 2021-6-120-139

Лищук, Е. Н. и Капелюк, С. Д. (2020) ‘Проблемы регулирования оплаты труда работников Крайнего Севера и приравненных к нему местностей’, Экономика региона, 16 (1), с. 97 -113. https://doi.org/10.17059/2020-1-8

Лукьянова, А. Л. (2018) ‘Минимальная заработная плата и минимальные заработные платы в России’, Журнал Новой экономической ассоциации, 1, с. 176–186. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2018-37-1-8

Мачульская, Е. Е. (2021) ‘Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации’, Трудовое право в России и за рубежом, 1 (2), с. 3–7.

Мигранова, Л. А. (2018) ‘Заработная плата в России и мире: сравнительный анализ’, Народонаселение, 21, с. 52–67. https://doi.org/10.26653/1561-7785-2018-21-3-04

Терентьева, О. Н. (2018) ‘Актуальные вопросы наполнения потребительской корзины среднестатистического россиянина’, Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 14 (12),с. 2231–2243. https://doi.org/10.24891/ni.14.12.2231

Ajupov, A. A., Kurilova, A. A. and Efimova, E. A. (2015) ‘Setting the minimum wage in the Russian Federation regions’, Mediterranean Journal of Social Sciences, 6 (1), pp. 35–39. https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n1s3p35

Boeri, T. (2012) ‘Setting the minimum wage’, Labour Economics, 19 (3), pp. 281–290.

Cantillon, B., Parolin, Z. and Collado, D. (2020) ‘A glass ceiling on poverty reduction? An empirical investigation into the structural constraints on minimum income protections’, Journal of European Social Policy, 30 (2), pp. 129–143.

Card, D. and Krueger, A. B. (1994) ‘Minimum wages and employment: A case study of the fast-food industry in New Jersey and Pennsylvania’, American Economic Review, 84 (4), pp. 772 793.

Dryzek, J. (1996) ‘The informal logic of institutional design’, in R. Goodin (ed.) The theory of institutional design (Theories of institutional design). Cambridge: Cambridge University Press, pp. 103–125. https://doi:10.1017/CBO9780511558320.005

Gimpelson, V. and Kapeliushnikov, R. (2013) ‘Labor market adjustment: is Russia different?’, in M. Alexeev and Sh. Weber (eds) The Oxford Handbook of the Russian Economy. https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780199759927.013.0012

Haapanala, H., Marx, I. and Parolin, Z. (2022) ‘Decent wage floors in Europe: Does the minimum wage directive get it right?’ IZA Discussion Paper, no. 15660. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4263242. URL:https://docs.iza.org/dp15660.pdf. (дата обращения: 18.01.2024).

Kapelyuk, S. (2015) ‘The effect of minimum wage on poverty: Evidence from RLMS-HSE data’, Economics of Transition and Institutional Change, 23, pp. 389–423. https://doi.org/10.1111/ecot.12066

Lukiyanova, A. and Vishnevskaya, N. (2016) ‘Decentralisation of the minimum wage setting in Russia: Causes and consequences’, The Economic and Labour Relations Review, 27, pp. 98 117. https://doi.org/10.1177/1035304616629616

Lukiyanova, A. (2011) ‘Effects of minimum wages on the Russian wage distribution’. Higher School of Economics Research Paper, no. WP BRP 09/EC/2011. https://doi.org/10.2139/ssrn.2002938

Muravyev, A. and Oshchepkov, A. (2016) ‘The effect of doubling the minimum wage on employment: evidence from Russia’, IZA Journal of Labor and Development, 6. https://doi.org/10.1186/s40175-016-0051-0

Muravyev, A. and Oshchepkov, A. Y. (2013) ‘Minimum wages, unemployment and informality: Evidence from panel data on Russian regions’, IZA Discussion Paper, no. 7878. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2377614

Загрузки

Опубликован

14.03.2024

Как цитировать

Вередюк, О., & Сыченко, . Е. (2024). Механизмы достижения достойной оплаты труда в российской экономике. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 40(1), 36–57. https://doi.org/10.21638/spbu05.2024.102

Выпуск

Раздел

Россия и экономика формирующихся рынков