Основные аспекты модели экономики впечатлений в туристической отрасли

Авторы

  • Елена Федорова Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
  • Александр Неврединов Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.407

Аннотация

Цель исследования — выявить влияние факторов экономики впечатлений (развлечение, образование, эстетика, эскапизм) и экономической составляющей на предпочтения в выборе отелей в отечественной туристической отрасли. Эмпирическая база исследования включает 30 926 разделенных по оценкам потребителей отзывов по 1243 отелям России за 2021–2022 гг. с сайта tripadvisor.ru. Методология исследования включает текстовый анализ отзывов туристов: подсчет частотности слов и словосочетаний в отзывах, расчет корреляции слов, нахождение связей слов при помощи матрицы эмбеддингов word2vec, выделение наиболее популярных тем обсуждений на основе метода латентного размещения Дирихле (Latent Dirichlet allocation, LDA) и оценку тональности при помощи сети-трансформера BERT. Результатами данного исследования оцениваются аспекты базовой модели экономики впечатлений и адаптируется модель для отечественной сферы туризма и гостеприимства при добавлении релевантных аспектов (рекомендации и экономики). По результатам количественной оценки аспектов расширенной модели экономики впечатлений было выявлено, что эстетический
аспект является определяющим для людей при оценке отелей, а аспекты развлечения и образования, выраженные косвенно, хоть и имеют высокую значимость, но не такую, как эстетические параметры. Экономическая составляющая, прежде всего соотношение «цена — качество» и общая оценка стоимости, также выделяется в основных тематиках, однако обзоры отелей фокусируются на ней в меньшей степени. Подобное исследование оценки аспектов модели экономики впечатлений для туристической отрасли в России проведено впервые и позволит развить рынок путешествий в России.

Ключевые слова:

экономика впечатлений, текстовый анализ, управление отелями, сфера услуг

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Джанджугазова, Е. А. (2019) ‘Туристская привлекательность объектов культурного наследия на особо охраняемых туристских территориях’, Культурологический журнал, 1 (35), c. 5.

Конышев, Е. В. (2022) ‘Методика изучения ментального туристско-рекреационного пространства по отзывам туристов (на примере Кировской области)’, Вестник Московского университета. Серия 5: География, 5, с. 16–28.

Корелина, А. С. и Ойнер, О. К. (2015) ‘О вовлечении потребителей в совместное создание ценности c компанией в гостиничной индустрии: контент-анализ отзывов на туристическом сайте tripadvisor.com’, Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 6 (96), c. 84–91.

Нюренбергер, Л. Б., Лучина, Н. А., Петренко, Н. Е. и Курнявкин, А. В. (2020) ‘Усадебный туризм в системе социально-экономического развития региона’, Человек. Спорт. Медицина, 20 (S2), с. 157–163. https://doi.org/10.14529/hsm20s225

Поротникова, Н. А. (2011) ‘Экономика впечатлений и управление опытом потребителей на ресторанном рынке’, Экономика и управление, 12/2 (74/2), с. 81–87.

Пшеничных, Ю. А. и Адамюк, А. П. (2022) ‘Применение инструментария экономики впечатлений в гостиничной индустрии’, Вестник университета, 3, с. 75–83.

Суржиков, В. И. и Суркова, А. С. (2020) ‘Оценка уровня комфортности туристско-рекреационных пространств города’, Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 48 (1), с. 50–61.

Шерешева, М. Ю. и Костанян, А. А. (2015) ‘Клиентоориентированность персонала в государственных организациях здравоохранения России’, Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 4. с. 74–114.

Cheng, B., Wang, M., Morch, A., Chen, N., Kinshuk, K. and Spector, M. (2014) ‘Research on e-learning in the workplace 2000–2012: a bibliometric analysis of the literature’, Educational Research Review, 11, pp. 56–72. https://doi.org/10.1016/j.edurev.2014.01.001

Chirakranont, R. and Sakdiyakorn, M. (2022) ‘Conceptualizing meaningful tourism experiences: Case study of a small craft beer brewery in Thailand’, Journal of Destination Marketing & Management, 23.

Claudia, M., Hyungsoo, T. and Rauschnabel, P. A. (2018) ‘Computers in Human Behavior Determining visitor engagement through augmented reality at science festivals: An experience economy perspective’, Computers in Human Behavior, 82, pp. 44–53. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.12.043

Devlin, J., Chang, M., Lee, K. and Toutanova, K. (2018) ‘Bert: Pre-training of deep bidirectional transformers for language understanding’, in Proceedings of the 2019 Conference of the North American Chapter of the Association for Computational Linguistics: Human Language Technologies, Vol. 1 (Long and Short Papers), pp. 4171–4186. https://doi.org/10.18653/v1/N19–1423

Grootendorst, M. (2022) ‘BERTopic: Neural topic modeling with a class-based TF-IDF procedure’, arXiv preprint, arXiv:2203.05794. https://doi.org/10.48550/arXiv.2203.05794

Hinton, G. E. and Roweis, S. T. (2002) ‘Stochastic Neighbor Embedding’, Advances in Neural Information Processing Systems, 15, pp. 857–864.

Hwang, J. and Ok Lyu, S. (2015) ‘Journal of Destination Marketing & Management The antecedents and consequences of well-being perception: An application of the experience economy to golf tournament tourists’, Journal of Destination Marketing & Management, 4 (4), pp. 248–257. https://doi.org/10.1016/j.jdmm.2015.09.002

Kahneman, D. and Thaler, R. (2006) ‘Anomalies: Utility Maximization and Experienced Utility’, Journal of Economic Perspectives, 20, pp. 221–234. http://dx.doi.org/10.1257/089533006776526076

Kowalczyk, A. (2014) ‘The phenomenology of tourism space’, Tourism, 24 (1), pp. 9–15.

Le, T. and Jeong, D. (2017) ‘NLP-based approach to semantic classification of heterogeneous transportation asset data terminology’, Journal of Computing in Civil Engineering, 31 (6), pp. 1–13. https://doi.org/10.1061/(ASCE)CP. 1943–5487.000070104017057

Lefebvre, J. S., Bloom, G. A. and Loughead, T. M. (2020) ‘A citation network analysis of career mentoring across disciplines: a roadmap for mentoring research in sport’, Psychology of Sport and Exercise, 49. https://doi.org/10.1016/j.psychsport.2020.101676

Loureiro, S. (2014) ‘The role of the rural tourism experience economy in place attachment and behavioral intentions’, International Journal of Hospitality Management, 40, pp. 1–9. https://doi.org/10.1016/j.ijhm.2014.02.010

Mikolov, T., Sutskever, I., Chen, K., Corrado, G. S. and Dean, J. (2013) ‘Distributed representations of words and phrases and their compositionality’, in Proceedings of the 26th International Conference on Neural Information Processing Systems (NIPS 2013), pp. 3111–3119.

Moro, S., Cortez, P. and Rita, P. (2015) ‘Business intelligence in banking: A literature analysis from 2002 to 2013 using text mining and latent Dirichlet allocation’, Expert Systems with Applications, 42 (3), pp. 1314–1324. https://doi.org/10.1016/j.eswa.2014.09.024

Park, E. and Widyanta, A. (2022) ‘Food tourism experience and changing destination foodscape: An exploratory study of an emerging food destination’, Tourism Management Perspectives, 42 (3).

Pine, B. J. and Gilmore, J. H. (1998) ‘The experience economy’, Harvard Business Review, 76 (6), pp. 97–105.

Van der Maaten, L. and Hinton, G. (2008) ‘Viualizing data using t-SNE’, Journal of Machine Learning Research, 9, pp. 2579–2605

Загрузки

Опубликован

17.01.2024

Как цитировать

Федорова, Е., & Неврединов, . А. (2024). Основные аспекты модели экономики впечатлений в туристической отрасли. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 39(4), 599–626. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.407

Выпуск

Раздел

Экономика фирмы и бизнес-сетей