Экспорт услуг странами — участницами Европейского пространства высшего образования: уроки для России
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu05.2024.207Аннотация
Статья посвящена оценке влияния участия в Болонском процессе на экспорт государствами образовательных услуг. Россия стремилась войти в Европейское пространство высшего образования (ЕПВО) не только для повышения качества образования, но и для стимулирования его экспорта за счет сопоставимости и взаимного признания дипломов и квалификаций. В сложившейся с февраля 2022 г. международной ситуации участие России в ЕПВО оказалось заблокировано, в свете чего возникли дискуссии о необходимости дальнейшего следования Болонским принципам. Становится актуальным определение возможных последствий выхода России из ЕПВО с точки зрения экспорта страной услуг в области высшего образования. Для этого в статье проводится анализ последствий участия стран в ЕПВО для масштабов студенческой мобильности и ее приоритетных географических направлений. Гипотеза состоит в том, что создание ЕПВО в целом способствовало укреплению его позиций на мировом рынке образовательных услуг, однако не изменило принципиально роли большинства стран- участниц, занимавших позиции как экспортеров, так и импортеров услуг в области высшего образования. В результате анализа было выявлено, что существование ЕПВО обеспечило рост совокупного экспорта образовательных услуг странами-участницами, но не привело к выравниванию национальных показателей студенческой мобильности, хотя и абсолютное количество, и доля иностранных студентов в большинстве этих государств выросли. С учетом роста количества проектов региональной интеграции в сфере высшего образования данное исследование призвано оценить и спрогнозировать их роль в развитии мирового рынка образовательных услуг. В практическом плане результаты исследования могут быть полезны при оценке региональных проектов образовательной интеграции, а также при разработке инструментов поддержки российского экспорта услуг в области высшего образования.
Ключевые слова:
экспорт образовательных услуг, Европейское пространство высшего образования, постсоветское пространство, Россия, интернационализация, система высшего образования, международная студенческая мобильность
Скачивания
Библиографические ссылки
Альтбах, Ф. (2018) Глобальные перспективы высшего образования. Пер. Ю.Каптуревский, ред. А.Рябов. М.: Изд. дом ВШЭ.
Арефьев, А.Л. (2012) Русский язык на рубеже XX–ХХI веков. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга.
Буторина, О.В. (2017) ʻРегиональная интеграция: основные понятияʼ, в Буторина, О.В., Кавешников, Н.Ю. (ред.) Европейская интеграция. 2-е изд. М.: Аспект-Пресс, с. 14–29.
Де Вит, Х. (2019) ʻЭволюция мировых концепций, тенденций и вызовов в интернационализации высшего образованияʼ, Вопросы образования, 2, с. 8–34. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-2-8-34
Краснова, Г.А. (2020) ʻНацпроект уперся в мягкую силуʼ, Независимая газета. URL: https://www.ng.ru/education/2020-02 26/8_7803_export.html (дата обращения: 18.07.2023).
Лебедева, М.М. и Фор, Ж. (2009) ʻВысшее образование как потенциал мягкой силы Россииʼ, Вестник МГИМО-Университета, 6 (9), с. 200–205. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2009-6-9-200-205
Лескина, Н. (2021) ʻЕвропейский регионализм в сфере образования: от Болонского процесса к Сорбонскомуʼ, Современная Европа, 2, с. 158–166. http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22021158166
Титаренко, Л.Г. и Заславская, М.И. (2020) ʻБолонский процесс в Армении и Беларуси: успехи и проблемыʼ, Высшее образование в России, 29 (4), с. 136–145. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-4-136-145
Торкунов, А.В. (2012) ʻОбразование как инструмент мягкой силы во внешней политике Россииʼ, Вестник МГИМО-Университета, 4 (25), с. 85–93. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2012-4-25-85-93
Asderaki, F. (2019) ʻResearching the European Higher Education Area external effectiveness: Regime complexity and interplayʼ, European Journal of Higher Education, 9 (1), pp. 40–57. https://doi.org/10.1080/21568235.2018.1562951
Bischof, L. (2018) ʻEffects of the Bologna Process on Quality Assurance Regimes in the Post-Soviet Space: Isomorphism and Path Dependencies in Moldova, Russia, and Kazakhstanʼ, in Curaj, A., Deca, L. and Pricopie, R. (eds) European Higher Education Area: The Impact of Past and Future Policies. Springer, pp. 77–93.
Chankseliani, M. (2018) ‘The politics of student mobility: Links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia’, International Journal of Educational Development, 62, pp. 281‒288. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.07.006
Chao Jr., R.Y. (2011) ʻReflections on the Bologna Process: The making of an Asia Pacific Higher Education Areaʼ, European Journal of Higher Education, 1 (2–3), pp. 102–118. https://doi.org/10.1080/21568235.2011.629040
Chou, M.-H. and Ravinet, P. (2017) ʻHigher education regionalism in Europe and Southeast Asia: Comparing policy ideasʼ, Policy and Society, 36 (1), pp. 143–159. https://doi.org/10.1080/14494035.2017.127 8874
Gille-Belova, O. (2015) ʻBeyond the limits of the European Higher Education Area: The case of Belarusʼ, European Journal of Higher Education, 5 (1), pp. 83–95. https://doi.org/10.1080/21568235.2014.979848
Gladwell, M. (2011) ʻThe Order of Things: What college rankings really tell usʼ, The New Yorker, 53, p. 370.
Huisman, J. (2019) ʻThe Bologna process in European and post-Soviet higher education: Institutional legacies and policy adoptionʼ, Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32 (4), pp. 465–480. https://doi.org/10.1080/13511610.2019.1597686
Knight, J. and Woldegiorgis, E.T. (eds) (2017) Regionalization of African Higher Education: Progress and Prospects. Rotterdam; London; Taipei: Sense Publishers.
Mäkinen, S. (2016) ʻIn Search of the Status of an Educational Great Power? Analysis of Russia’s Educational
Diplomacy Discourseʼ, Problems of Post-Communism, 63 (3), pp. 183–196. https://doi.org/10.1080/10758216.2016.1172489
Marginson, S. (2011) ‘Higher Education and Public Good’, Higher Education Quarterly, 65 (4), pp. 411–433. https://doi.org/10.1111/j.1468-2273.2011.00496.x
Nefedova, A. (2021) ʻWhy International Students Choose to Study at Russia’s Leading Universitiesʼ, Journal of Studies in International Education, 25 (5), pp. 582–597. https://doi.org/10.1177/1028315320963514
Platonova, D. and Semyonov, D. (2018) ʻRussia: The Institutional Landscape of Russian Higher Educationʼ, in Huisman, J., Smolentseva, A., Froumin, I. (eds) 25 Years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries. Palgrave Macmillan, pp. 337–362. https://doi.org/10.1007/978-3-319-52980-6_13
Pogorelskaya, A.M. (2023) ʻAcademic mobility for region-building and the creation of a Eurasian identityʼ, European Journal of Higher Education, 13 (2), pp. 161–178. https://doi.org/10.1080/21568235.2022.2093240
Rincón, V. and Barrutia, J. (2017) ʻInternational Demand for Spanish University Education: An analysis in the context of the European Higher Education Areaʼ, European Journal of Education, 52 (1), pp. 104–117. https://doi.org/10.1111/ejed.12198
Ünal, U. (2019) ʻInternationalization Policies of Turkey’s Higher Education Area A Research on Turkey Graduatesʼ, Manas Sosyal Araştırmalar Dergisi, 8 (1), pp. 411–430
Verger, A. and Hermo, J.P. (2010) ‘The governance of higher education regionalisation: Comparative analysis of the Bologna Process and MERCOSUR-Educativo’, Globalisation, Societies and Education, 8 (1), pp. 105‒120. https://doi.org/10.1080/14767720903574116
Zahavi, H. and Friedman, Y. (2019) ʻThe Bologna Process: An international higher education regimeʼ, European Journal of Higher Education, 9 (1), pp. 23–39. https://doi.org/10.1080/21568235.2018.1561314
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.