Межрегиональные различия в оплате труда: педагогические работники в муниципальных школах

  • Арсений Леонидович Синица Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, 1–46

Аннотация

Проблема низкой оплаты труда школьных учителей имеет долгую историю, но, несмотря на все законодательные инициативы, в настоящее время она все еще далека от своего разрешения. Целью работы является доказательство того, что нормативы заработной платы педагогических работников в 2013–2017 гг. не выполнялись, а также анализ ее региональной дифференциации с учетом уровня экономического развития региона. Для этого рассмотрены основные показатели заработной платы, как представленные в открытых базах органов статистики, так и рассчитанные автором: абсолютный размер оплаты труда педагогических работников и ее прирост, величина их заработной платы относительно средней по региону и в сравнении с прожиточным минимумом взрослого трудоспособного человека. Показано, что за рассматриваемый период уровень жизни педагогических работников снизился, а целевой показатель достигнут не был. Уровень экономического развития региона оказывает заметное влияние на положение учителей. В финансовых центрах, промышленно развитых и добывающих регионах уровень жизни учителей в среднем выше, тогда как в менее развитых сельскохозяйственных — ниже. Географически можно выделить две области: более богатый Север и более бедный Юг, а также более богатый Урал и восточные регионы и более бедные западные регионы. Реформа заработной платы педагогических работников не является успешной, что не позволяет обеспечить преемственность поколений и негативно влияет на экономику страны. Для повышения уровня жизни педагогических работников необходимо увеличить государственное финансирование, поскольку усилий только самих школ в условиях низкого уровня жизни населения недостаточно.

Ключевые слова:

рынок труда, педагогические работники, заработная плата, общее образование, региональная дифференциация, образовательная политика,, экономика образования, покупательная способность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Литература

Литература на русском языке

Абанкина И. В. (2005) Исследование результатов и эффектов введения новой системы оплаты труда учителей. Вопросы образования. № 4. С. 153–169.

Айдарова Е. В. (2016) Бедственное положение учителей и уход студентов-педагогов из профессии. Воспринимаемое, переживаемое и понимаемое пространство школы. Вопросы образования. № 2. С. 183–207.

Акшиков А. Г. (2011) Складывание системы оплаты труда земских учителей Уржумского уезда Вятской губернии во второй половине XIX века. Вестник Чувашского университета. № 4. С. 8–12.

Алмаев А. З. (2012) «Равный труд — равная оплата…»: материальное положение школьных учителей в 1940–1960-х гг. (на материалах Южного Урала).Вестник РУДН. Серия: История России.№ 2. С. 105–119.

Гимпельсон В. Е., Ощепков Г. С. (2005) Рынок труда и динамика занятости в секторе образовательных услуг. Вопросы образования№ 4. С. 81–105.

Голяшев А. В., Григорьев Л. М. (2014) Типы российских регионов: устойчивость и сдвиги в 2003–2013 годах. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

Деркачев П. В. (2014) Межрегиональные различия в решении задачи повышения заработной платы педагогических работников. Вопросы образования. № 4. С. 128–147.

Ерохина Е. П. (2016) «Работа учителя трудна и почетна»: уровень нагрузки и оплата труда советского учителя в 1930-е гг. (по материалам Мордовии). Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 5. С. 18–22.

Зубков И. В. (2006) Учителя средних и начальных школ в конце XIX — начале XX в. Вестник РУДН. Серия: История России. № 3. С. 95–99.

Карасев О. И., Карасева Л. А., Охрименко А. А. (2016) Методологические проблемы исчисления валового регионального продукта в России. Вопросы статистики. № 3. С. 95–99.

Клячко Т. Л. (ред.) (2018) Мониторинг эффективности школы. Что изменилось в работе учителя за последние годы (2014–2017 гг.). М.: РАНХиГС. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/2404-2018-3-monitoring-shkola.pdf. (дата обращения: 03.09.2018).

Клячко Т. Л., Авраамова Е. М., Логинов Д. М. (2015) Зависимость эффективной деятельности от материальных стимулов. Экономика образования. № 2. С. 63–73.

Лэндон Д., Бэйрд Р. (2004) Монопсония на рынке труда преподавателей в США. Вопросы образования. № 1. С. 90–99.

Литвинцева Г. П., Стукаленко Е. А., Воронкова О. В. (2010) Оценка неравенства официальных и скрытых доходов населения с учетом покупательной способности рубля в регионах России. Экономика региона. № 4. С. 7–16.

Новаковская О. А., Шадрина Н. М. (2014) Сущность и характеристика существующих систем оплаты труда в общеобразовательных организациях. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 10–2. С. 143–147.

Поташник М. М., Соложин А. В. (2011) Не хлебом единым. Народное образование.№ 10. С. 106–111.

Родина Н. В., Новиков А. В. (2014) Заработная плата педагогических работников общего и дошкольного образования и ее покупательная способность в субъектах российской Федерации. Тенденции развития образования: что такое эффективная школа и эффективный детский сад. М.: Дело, с. 286–296.

Таточенко И. М., Таточенко А. Л., Оздарбиев Р. Г. (2017) О разработке методики количественной оценки результатов выполнения субъектами Федерации положений «майских указов» Президента РФ, касающихся оплаты труда педагогических работников общего образования. Электронный научный журнал. № 1–2. С. 167–177.

Типенко Н. Г. (2014) Заработная плата в общем образовании в 2013 г.: межрегиональный анализ, тенденции и перспективы. Вопросы образования. № 1–2. С. 167–177.

Типенко Н. Г. (2011) Новые системы оплаты труда в школах: особенности введения и первые итоги. Уровень жизни населения регионов России.№ 2. С. 31–41.


References in Latin Alphabet

Dolton P. J. (1990) The Economics of UK Teacher Supply: The Graduate’s Decision. The Economic Journal. Vol. 100, iss. 400. P. 91–104.

Figlio D. N. (1997) Teacher Salaries and Teacher Quality. Economics Letters. Vol. 55, iss. 2. P. 267–271.

Hanushek E. A., Kain J. F., Rivkin S. G. (1999) Do Higher Salaries Buy Better Teachers? NBER Working Paper 7082. National Bureau of Economic Research (NBER). Cambridge, MA..

Stinebrickner T. R. (2001) A Dynamic Model of Teacher Labor Supply. Journal of Labor Economics. Vol. 19, iss. 1. P. 196–230..


Translation of references in Russian inti English

Abankina, I. V. (2009) Issledovanie rezul’tatov i effektov vvedeniia novoi sistemy oplaty truda uchitelei [Investigating the results and effects of introduction of the new teacher remuneration system]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow],no. 4, pp. 153–169. (In Russian)

Agranovich, I. D., I. D. Frumin (2005) Kadry obrazovaniia — bol’she deshevykh ili men’she dorogikh [Human resources in education: more at a lower price or less at a higher price]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow],no. 4, pp. 68–80. (In Russian)

Aidarova E. V. (2016) Bedstvennoe polozhenie uchitelei i ukhod studentov-pedagogov iz professii. Vosprinimaemoe, perezhivaemoe i ponimaemoe prostranstvo shkoly [Teachers’ plight and trainees’ flight: perceived, lived and conceived spaces of school]. VVoprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow], no. 2, pp. 183–207. (In Russian)

Akshikov A. G. (2011) Skladyvanie sistemy oplaty truda zemskikh uchitelei Urzhumskogo uezda Viatskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX veka [Folding of payment zemstvo’s teachers of Urzhum county Vyatka province in the second half of the 19th century]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Bulletin of the Chuvash University],no. 4, pp. 8–12. (In Russian)

Almaev A. Z. (2012) «Ravnyi trud — ravnaia oplata…»: material’noe polozhenie shkol’nykh uchitelei v 1940– 1960-kh gg. (na materialakh Iuzhnogo Urala) [“Equal salary for equal work”: financial position of teachers in 1940–1960s (on materials of Southern Urals)].Vestnik RUDN. Seriia: Istoriia Rossii [RUDN Journal of Russian history], no. 2, pp. 105–119. (In Russian)

Derkachev P. V. (2014) Mezhregional’nye razlichiia v reshenii zadachi povysheniia zarabotnoi platy pedagogi- cheskikh rabotnikov [Cross-regional differences in solving the teacher pay rise problem]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow],no. 4, pp. 128–147. (In Russian)

Dolton P. J. (1990) The economics of UK teacher supply: the graduate’s Decision. The Economic Journal, vol. 100, no. 400, pp. 91–104.

Erokhina E. P. (2016) «Rabota uchitelia trudna i pochetna»: uroven’ nagruzki i oplata truda sovetskogo uchitelia v 1930-e gg. (po materialam Mordovii) [“School teachers’s work is difficult and highly regarded”: workload and wage level of a Soviet teacher in the 1930s (based on materials of Mordovia)]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod], no. 5, pp. 18–22. (In Russian)

Figlio D. N. (1997) Teacher salaries and teacher quality. Economics Letters, vol. 55, no. 2, pp. 267–271.

Gimpel’son V. E., Oshchepkov G. S. (2005) Rynok truda i dinamika zaniatosti v sektore obrazovatel’nykh uslug [Labor market and employment dynamics in the education sector]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow], no. 4, pp. 81–105. (In Russian)

Goliashev A. V., Grigor’ev L. M. (2014) Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow], Moscow, Analiticheskii tsentr pri Pravitel’stve Rossiiskoi Federatsii. (In Russian)

Karasev O. I., Karaseva L. A., A. A. (2016) Metodologicheskie problemy ischisleniia valovogo regional’nogo produkta v Rossii [Methodological problems of estimating gross regional product in Russia]. Voprosy statistiki [Voprosy Statistiki], pp. 23–34. (In Russian)

Kliachko T. L. (ed.) (2018) Monitoring effektivnosti shkoly. Chto izmenilos’ v rabote uchitelia za poslednie gody (2014–2017 gg.) [School effectiveness monitoring. What have changed during last years (2014–2017)]. Moscow, RANKhiGS. URL: https://www.ranepa.ru/images/News/2018-04/24-04-2018-3-monitoringshkola.pdf (accessed: 09.09.2018). (In Russian)

Kliachko T. L., Avraamova E. M., Loginov D. M. (2015) Zavisimost’ effektivnoi deiatel’nosti ot material’nykh stimulov [The dependence of the effective activity from financial incentives]. Ekonomika obrazovaniia [Economics of Education],no. 2, pp. 63–73. (In Russian)

Lendon D., Beird R. (2004) Monopsoniia na rynke truda prepodavatelei v SShA [Monopsony in the market for public school teachers]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow], no. 1, pp. 90–99. (In Russian)

Litvintseva G. P., Stukalenko E. A., Voronkova O. V. (2010) Otsenka neravenstva ofitsial’nykh i skrytykh dokhodov naseleniia s uchetom pokupatel’noi sposobnosti rublia v regionakh Rossii [Estimating the inequality of legal and latent incomes with regard to the purchasing power of rouble in the Russian regions]. Ekonomika regiona [Economy of Region], no. 4, pp. 7–16. (In Russian)

LNovakovskaia O. A., Shadrina N. M. (2014) Sushchnost’ i kharakteristika sushchestvuiushchikh sistem oplaty truda v obshcheobrazovatel’nykh organizatsiiakh [Characteristics of existing salary systems in general education organizations]. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Social-Economic and Social Sciences], no. 10–2, pp. 143–147. (In Russian)

Potashnik M. M., Solozhin A. V. (2012) Ne khlebom edinym [Not by bread alone].Narodnoe obrazovanie [Narodnoe obrazovanie], no. 10, pp. 106–111. (In Russian)

Rodina N. V., Novikov A. V. (2014) Zarabotnaia plata pedagogicheskikh rabotnikov obshchego i doshkol’nogo obrazovaniia i ee pokupatel’naia sposobnost’ v sub”ektakh rossiiskoi Federatsii [Salary of teaching employees in general anf preschool education and it purchasing power in the regions of Russia]. Tendentsii razvitiia obrazovaniia: chto takoe effektivnaia shkola i effektivnyi detskii sad [Tendencies of education development: what is it effective school and effective kindergarten]. Moscow, Delo Publ., pp. 286–296. (In Russian)

Stinebrickner T. R. (2001) A dynamic model of teacher labor supply. ournal of Labor Economics, 2001, vol. 19, no. 1, pp. 196–230.

Tatochenko I. M., Tatochenko A. L., Ozdarbiev R. G. (2017) O razrabotke metodiki kolichestvennoi otsenki rezul’tatov vypolneniia sub”ektami Federatsii polozhenii «maiskikh ukazov» Prezidenta RF, kasaiu- shchikhsia oplaty truda pedagogicheskikh rabotnikov obshchego obrazovaniia [On the development of a methodology for quantifying the results of the implementation by the subjects of the Federation of the provisions of the “May decrees” of the President of the Russian Federation concerning the remuneration of teachers of general education]. Elektronnyi nauchnyi zhurnal [The Electronic Scientific Journal], no. 1–2, pp. 167–177. (In Russian)

Tipenko N. G. (2011) Novye sistemy oplaty truda v shkolakh: osobennosti vvedeniia i pervye itogi [New school teacher remuneration systems: specifics of introduction and first outcomes]. Uroven’ zhizni naseleniia regionov Rossii [Standards of Living of the Population of Russia], no. 2, pp. 31–41. (In Russian)

Tipenko N. G. (2014) Zarabotnaia plata v obshchem obrazovanii v 2013 g.: mezhregional’nyi analiz, tendentsii i perspektivy [2013 salaries in general education: cross-regional analysis, Trends and Outlooks]. Voprosy obrazovaniia [Educational Studies Moscow], no. 4, pp. 148–168. (In Russian)

Zubkov I. V. (2006) Uchitelia srednikh i nachal’nykh shkol v kontse XIX — nachale XX v. [The teachers of primary and secondary school in the end of the 19th — beginning 20th centuries]. Vestnik RUDN. Seriia: Istoriia Rossii [RUDN Journal of Russian history], no. 3, pp. 95–99. (In Russian)

Опубликован
2019-05-20
Как цитировать
Синица, А. Л. (2019). Межрегиональные различия в оплате труда: педагогические работники в муниципальных школах. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 35(1), 26-48. https://doi.org/10.21638/spbu05.2019.102
Раздел
Региональная экономика