Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования

Авторы

  • Геннадий Алпатов Санкт-Петербургский Государственный университет https://orcid.org/0000-0003-1016-1927
  • Елена Анохина Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0001-8667-1734

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.102

Аннотация

В статье рассматриваются мировые тренды в высшем образовании, что предполагает реализацию двух задач: во-первых, исследование высшего образования с позиции выполняемой макрофункции воспроизводства человеческого капитала; во-вторых, сравнение организации и финансирования высшего образования в разных странах. В работе выдвигается гипотеза о том, что главное различие в эффективности систем высшего образования определяется регулирующими воздействиями правительств. Исследование противоречий, накопившихся в ходе непрерывного реформирования образования,позволяет предложить меры по улучшению системного взаимодействия. В статье использован метод сравнения типов организации высшего образования в США, Великобритании, Японии и России на разных стадиях — от поступления в университеты до трудоустройства выпускников — и соответствующего финансирования учебного процесса. В результате сравнения показателей отбора абитуриентов в России предложено использовать показатель среднего балла текущих четвертных отметок электронного дневника наряду с ЕГЭ. Изучение процесса обучения показало тенденцию к замещению в учебных планах чистых наук прикладными. Предложены варианты увеличения доли обучения чистым наукам для продления жизни базовых компетенций выпускников в условиях локальной отсталости и неопределенности развития региональных рынков труда. В области организации и финансирования высшего образования обнаружена несовместимость внедренной в России Болонской системы и сохранившейся курсовой системы обучения с ее фиксированной структурой учебных программ и отчислением за неуспеваемость. В исследовании показаны способы устранения несовместимости,такие как переход на предметно-статусную систему обучения и повторное обучение по предмету. Это устранит сложившуюся ситуацию потери финансирования при отчислении студентов. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к последующим преобразованиям на основе исследования мировых трендов развития высшего образования и сохранения преимуществ развития российской высшей школы.

Ключевые слова:

высшее образование, воспроизводство человеческого капитала, единый государственный экзамен, услуга обучения, компетентностный подход, Болонская система, нормативно-подушевое финансирование, культурный код.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Андриенко А. С. (2018) Компетентностно-ориентированный подход в системе высшего образования: история, современное состояние и перспективы развития. Чебоксары: ИД «Среда». 92 с.

Анохина Е. М., Бойко И. П., Болдырева Н. Б., Забоев М. В., Калайда С. А., Колесов Д. Н., Косов Ю. В.,Кривцов А. Н., Лапшин С. В., Мелешкин М. И., Решетникова Л. Г., Солопенко Е. В., Стоянова О. В., Фаизова А. А., Халин В. Г., Чернова Г. В., Шилова О. Н., Юрков А. В. (2018) Глобальная конкурентоспособность ведущих университетов: модели и методы оценки и прогнозирования.Под ред. В. Г. Халина. М.: Проспект. 544 с.

Балацкий Е. В. (2014) Истощение академической ренты. Мир России. Социология. Этнология. № 3.C. 150–174.

Белов А. В. (2014) Основные направления реформы университетов Японии. Ежегодник Япония-2014.С. 88–108.

Булгаков С. Н. (1993) Под знаменем университета. В кн.: Булгаков С. Н. Сочинения в двух томах. Т. 2.Избранные статьи. М.: Наука. С. 273–285.

Булина А. О., Мозговая К. А., Пахнин М. А. (2020) Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. Т. 36. Вып. 2. С. 163–188.

Григорьева Н. А. (2007) Гражданское образование в высшей школе во второй половине ХХ-ХХI вв.:из истории государственной политики. Преподаватель XXI век. № 1. С. 74–80.

Игнатьев П. Н. (1916) Всеподданнейший доклад Министра народного просвещения гр. П. Н. Игнатьева от 13 июня 1916 г. В кн.: Россия 1913 год. Статистико документальный справочник. Раздел XIV. Просвещение. Образование. Наука. Печать. Подраздел 2. Высшая школа в России. URL: http://istmat.info/node/239 (дата обращения 17.02.2021).

Капелюшников Р. И. (2012). Сколько стоит человеческий капитал России? М.: ВШЭ. 76 с.

Кузьминов Я., Сорокин П., Фрумин И. (2019) Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт. Т. 2, № 13.С. 19–41.

Любимов И. Л., Якубовский И. В. (2020) Сложность экономики и высшего образования на региональном уровне: должны ли они идти рука об руку? Журнал НЭА. № 2. С. 187–197.

Маличенко И. П., Крячко В. И. (2018) Управление механизмом воспроизводства человеческого капитала в высшей школе. Экономика: вчера, сегодня,завтра. Т. 8, № 12А. С. 268–278.

Маслоу А. Г. (1999). Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. Научн.ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия. 432 c.

Милль Дж. Ст. (1993) [1859] О свободе. Пер. с англ. А. Фридмана. Наука и жизнь. № 11. С. 10–15; № 12.С. 21–26.

Минсер Дж. (2009) 100 великих экономистов после Кейнса. СПб.: Экономикус. C. 200–202.

Михайлов М. В. (2019) К вопросу измерения качества подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования. Устойчивое развитие: общество и экономика. Материалы VI Международной научно-практической конференции, 28 февраля — 01 марта 2019 г. Под.ред. С. Белозерова, Д. Колесова, А. Лякина. СПб.: Издательство СПбГУ. С. 576–579.

Панеях В. М. (2000) Творчество и судьба историка: Борис Александрович Романов. СПб.: Изд-во Дмитрий Буланин. 446 с.

Романов Е. (2018) Высшее образование: состояние и перспективы развития. Экономическая политика. Т. 13, № 3. С. 182–205.

Смит А. (1935) Исследования о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М.; Л.: Гос. соц.-эк. изд-во. 371 с.

Смолин О. Н. (2019) Экономический рост и образовательная политика: технологии и идеология.Экономическое возрождение России. № 1. С. 29–39.

Сухов В. Н. (2018) Отечественная история в высшем инженерно-техническом образовании наших дней: проблемы и задачи. Проблемы социокультурной и политической модернизации: человек, коммуникация, среда. Материалы XII региональной научно-практической конференции с международным участием. Сост. и отв. ред.: И. А. Федоров; А. Я. Донин; В. Г. Лебедева. СПб.: Изд. Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова. С. 97–100.

Федотов А. В., Беляков С. А., Клячко Т. Л. (2018) Структурные изменения и трансформация парадигмы государственной политики в непрерывном профессиональном образовании. Университетское управление: практика и анализ. Т. 22, № 5 (117). С. 67–74.

Филиппов В. М., Чистохвалов В. Н. (2003) Российское высшее образование: на пути перемен. Вестник РУДН. Серия Философия. № 2. С. 8–18.

Хайек Ф. А. фон (1992) Дорога к рабству. Пер. с англ. Предисл. Н. Я. Петракова. М.: Экономика. 176 с.

Цукерман Г. А., Ермакова И. В. (2003) Развивающие эффекты системы Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Психологическая наука и образование. № 4. С. 56–73.

Adedeji O., Campbell O. (2013) The Role of Higher Education in Human Capital Development. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2380878.

Becker G. S. (1964) Human Capital. New York, Columbia University Press. 187 p.

Caballero G., Álvarez-González P., López-Miguens M. J. (2020) How to promote the employability capital of university students? Developing and validating scales. Studies in Higher Education, vol. 45, iss. 12,pp. 2634–2652. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1807494.

Diebolt C., Hippe R. (2019) The long-run impact of human capital on innovation and economic development in the regions of Europe. Applied Economics, vol. 5, pp. 542–563.

Fridman A. A., Verbetskaia M. A. (2020) Government regulation of the market for higher education. Journal of the New Economic Association, no. 1, pp. 12–43. https://doi.org/10.31737/2221-2264-2020-45-1-1.

Horton S. (2000) Introduction — the competency movement: its origins and impact on the public sector. International Journal of Public Sector Management, vol. 13, no. 4, pp. 306–318. https://doi.org/10.1108/09513550010350283.

Houston W. R. (1974) Competency based education, in Houston, W. R. (ed.). Exploring competency based education. Berkeley, McCutchan Publishing Corporation, pp. 3–17.

Liu X., Zou Y., Ma Y. (2020) What affects PhD student creativity in China? A case study from the Joint Training Pilot Project. High Education, vol. 80, pp. 37–56. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00463-8.

Maragkou K. (2020). Socio-economic inequality and academic match among post-compulsory education participants. Economics of Education Review, vol. 79, 102060, pp. 1–19. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.102060.

Marginson S. (2017) Limitations of human capital theory. Studies in Higher Education, vol. 44, pp. 1–15.

Mihut G. (2021) Does university prestige lead to discrimination in the labor market? Evidence from a labor market field experiment in three countries. Studies in Higher Education. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1870949.

Mitchell T. (2015) Guidance to competency based education experimental site released. Home Room, The official blog of the U. S. Department of Education. URL: http://www.ed.gov/blog/2015/09/guidance-forcompetency-based-education-experimental-sitereleased/ (дата обращения: 11.05.2019).

Petzold K. (2020) Heterogeneous effects of graduates’ international mobility on employers’ hiring intentions— experimental evidence from Germany. High Education. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00524-3/.

Salmi J. (2017) Tertiary Education is indispensable for achieving the Sustainable Development Goals. Blog 2017-09-19. URL: https://tertiaryeducation.org/tertiary education-is-indispensable-for-achievingthe-sustainable-development-goals/ (дата обращения: 05.05.2020).

Schultz T. (1971) Investment in Human Capital; the Role of Education and of Research. New York, The Free Press. 272 p.

Torabian J. (2018) Are global rankings relevant to sustainable development? University world news, no. 530.URL: http://www.universityworldnews.com/ (дата обращения: 08.05.2019).

Valero A., Van Reenen J. (2019) The economic impact of universities: Evidence from across the globe. Economics of Education Review, vol. 68, pp. 53–67.

Washburn J. (2007) Science’s Worst Enemy: Corporate Funding. Published online. URL: http://discovermagazine.com/2007/oct/sciences-worst-enemy-private funding/article_view?b_start:int=1&-C= (дата обращения: 05.09. 2019).

References

Adedeji O., Campbell O. (2013) The Role of Higher Education in Human Capital Development. http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2380878.

Andrienko A. S. (2018) Competency-based approach in higher education: history, current status and development prospects. Cheboksary, ID “Sreda” Publ. 92 p. (In Russian)

Anokhina E. M., Boiko I. P., Boldyreva N. B., Zaboev M. V., Kalaida S. A., Kolesov D. N., Kosov Yu. V., Krivtsov A. N., Lapshin S. V., Meleshkin M. I., Reshetnikova L. G., Solopenko E. V., Stoyanova O. V., Faizova A. A., Khalin V. G., Chernova G. V., Shilova O. N., Yurkov A. V. (2018) The Global Competitiveness of Leading Universities: Models and Methods of Assessment and Forecasting. Ed. V. G. Khalin. Moscow,Prospekt Publ. 544 p. (In Russian)

Balackij E. V. (2014) Exhaustion of academic rent. Mir Rossii. Sociologiia. Etnologiia, no. 3, pp. 150–170. (In Russian)

Becker G. S. (1964) Human Capital. New York, Columbia University Press. 187 p.

Belov A. V. (2014) The main directions of university reform in Japan. Ezhegodnik Iaponiia-2014, pp. 88–108.(In Russian)

Bulgakov S. N. (1993) Under the banner of the university. In Works in two volumes, vol. 2. Selected articles.Moscow, Nauka Publ., pp. 273–285. (In Russian)

Bulina A. O., Mozgovaya K. A., Pakhnin M. A. (2020) Human capital in the theory of economic growth:Classical models and new approaches. St Petersburg University Journal of Economic Studies, vol. 36,iss. 2, pp. 163–188. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.201 (In Russian)

Caballero G., Álvarez-González P., López-Miguens M. J. (2020) How to promote the employability capital of university students? Developing and validating scales. Studies in Higher Education, vol. 45, iss. 12,pp. 2634–2652. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1807494.

Cukerman G. A., Ermakova I. V. (2003) Developing effects of system of D. B. Jel’konin — V. V. Davydov. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie, no. 4, pp. 56–73. (In Russian)

Diebolt C., Hippe R. (2019) The long-run impact of human capital on innovation and economic development in the regions of Europe. Applied Economics, vol. 5, pp. 542–563.

Fedotov A. V., Beljakov S. A., Kljachko T. L. (2018) Structural changes and the transformation of the paradigm of public policy in continuing professional education. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz,vol. 22, no. 5, pp. 67–74. (In Russian)

Filippov V. M., Chistohvalov V. N. (2003) Russian higher education: on the path to change. Vestnik RUDN.Seria Filosofija, no. 2, pp. 8–18. (In Russian)

Fridman A. A., Verbetskaia M. A. (2020) Government regulation of the market for higher education. Journal of the New Economic Association, no. 1, pp. 12–43. https://doi.org/10.31737 / 2221-2264-2020-45-1-1

Grigoreva N. A. (2007) Higher school civic education in the second half of the XX-XXI centuries: from the history of public policy. Prepodavatel’ XXI vek, no. 1, pp. 74–80.(In Russian)

Hayek F. A. von (1992) The Road to Slavery. Transl. from English, preface N. Ya. Petrakov. Moscow, Ekonomika Publ. 176 p. (In Russian)

Horton S. (2000) Introduction — the competency movement: its origins and impact on the public sector. International Journal of Public Sector Management, vol. 13, no. 4, pp. 306–318. https://doi.org/10.1108/09513550010350283

Houston W. R. (1974) Competency based education, in Houston W. R. (ed.). Exploring competency based education. Berkeley, McCutchan Publishing Corporation, pp. 3–17.

Ignatev P. N. (1916) The most patrial report of the Minister of Education, c. P. N. Ignatiev from June 13, 1916. In: Russia 1913. Statistical and documentary reference book. Section XIV. Education. Education. The science. Printing. Subsection 2. Higher school in Russia. URL: http://istmat.info/node/239 (accessed: 17.02.2021). (In Russian)

Kapeljushnikov R. I. (2012) How much is the human capital of Russia? Moscow, HSE Publ. 76 p. (In Russian)

Kuzminov Ja., Sorokin P., Frumin I. (2019) General and special skills as components of human capital: new challenges for the theory and practice of education. Forsait, vol. 2, no. 13, pp. 19–41. (In Russian)

Liu X., Zou Y., Ma Y. (2020) What affects PhD student creativity in China? A case study from the Joint Training Pilot Project. High Education, vol. 80, pp. 37–56. https://doi.org/10.1007/s10734-019-00463-8.

Lyubimov I. L., Yakubovsky I. V. (2020) The complexity of economics and higher education at the regional level: should they go hand in hand? Zhurnal NEA, no. 2, pp. 187–197. (In Russian)

Malichenko I. P., Krjachko V. I. (2018) Management of the mechanism of reproduction of human capital in a tertiary school. Ekonomika: vchera, segodnia, zavtra, vol. 8, no. 12A, pp. 268–278. (In Russian)

Maragkou K. (2020) Socio-economic inequality and academic match among post-compulsory education participants. Economics of Education Review, vol. 79, 102060. https://doi.org/10.1016/j.econedurev.2020.102060.

Marginson S. (2017) Limitations of human capital theory. Studies in Higher Education, vol. 44, pp. 1–15.

Maslow A. H. (1999) Far limits of the human psyche. Transl. from English A. M. Tatlybaeva. Ed., entry. article and comment N. N. Akulina. St. Petersburg, Eurasia Publ. 432 p. (In Russian)

Mihut G. (2021) Does university prestige lead to discrimination in the labor market? Evidence from a labor market field experiment in three countries. Studies in Higher Education. https://doi.org/10.1080/03075079.2020.1870949.

Mikhailov M. V. (2019) On the issue of measuring the quality of training of specialists in the system of higher professional education. Sustainable development: society and economy. Materials of the VI International Scientific and Practical Conference. February 28 — March 01, 2019. Ed. S. Belozerov, D. Kolesov,A. Lyakin. St. Petersburg, St. Petersburg University Press, pp. 576–579. (In Russian)

Mill J. St. (1993) [1859] About freedom. Transl. from English A. Fridman. Nauka i zhizn’, no. 11, pp. 10–15;no. 12, pp. 21–26. (In Russian)

Minser J. (2009) 100 Great Economists After Keynes. St. Petersburg, Ekonomikus Publ., pp. 200–202. (In Russian)

Mitchell T. (2015) Guidance to competency based education experimental site released. Home Room, The official blog of the U. S. Department of Education. URL: http://www.ed.gov/blog/2015/09/guidance-forcompetency-based-education-experimental-sitereleased/ (accessed: 11.05.2019).

Paneakh V. M. (2000) Creativity and fate of the historian: Boris Alexandrovich Romanov. Institute of Russian History. St. Petersburg branch. St. Petersburg, Dmitry Bulanin Publ. 446 p. (In Russian)

Petzold K. (2020) Heterogeneous effects of graduates’ international mobility on employers’ hiring intentions— experimental evidence from Germany. High Education. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00524-3/.

Romanov E. (2018) Higher education: situation and development prospects. Ekonomicheskaia politika,vol. 13, no. 3, pp. 182–205. (In Russian)

Salmi J. (2017) Tertiary Education is indispensable for achieving the Sustainable Development Goals. Blog 2017-09-19. URL: https://tertiaryeducation.org/tertiary education-is-indispensable-for-achievingthe-sustainable-development-goals/ (accessed: 05.05.2020).

Schultz T. (1971) Investment in Human Capital; the Role of Education and of Research. New York, The Free Press. 272 p.

Smith A. (1935) Inquiry into the nature and causes of the wealth of nations. Vol. 1. Moscow; Leningrad, Gos.soc.-ek. izd-vo Publ. 371 p. (In Russian)

Smolin O. N. (2019) Economic growth and educational policy: technology and ideology. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, no. 1, pp. 29–39. (In Russian)

Suhov V. N. (2018) Domestic history in the higher engineering education of our days: problems and challenges. Problemy sotsiokul’turnoi i politicheskoi modernizatsii: chelovek, kommunikatsiia, sreda. Materialy XII regional’noi nauch.-prakticheskoi konf. Compiled and ed. by I. A. Fedorov, A. Ya. Donin,V. G. Lebedeva. St. Petersburg, St. Petersburg State Forestry University named after S. M. Kirov Publ.,pp. 97–100. (In Russian)

Valero A., Van Reenen J. (2019) The economic impact of universities: Evidence from across the globe. Economics of Education Review, vol. 68, pp. 53–67.

Torabian J. (2018) Are global rankings relevant to sustainable development? University world news, no. 530. URL: http://www.universityworldnews.com/ (accessed: 08.05.2019).

Valero A., Van Reenen J. (2019) The economic impact of universities: Evidence from across the globe. Economics of Education Review, vol. 68, pp. 53–67.

Washburn J. (2007) Science’s Worst Enemy: Corporate Funding. Published online. URL: http://discovermagazine.com/2007/oct/sciences-worst-enemy-private-funding/article_view?b_start:int=1&-C= (accessed: 05.09.2019).

Загрузки

Опубликован

10.06.2021

Как цитировать

Алпатов, Г., & Анохина, Е. (2021). Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(1), 34–61. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.102

Выпуск

Раздел

Макро- и микроэкономические исследования