Государственная конкурентная политика Германии: ответы на вызовы цифровизации экономики, уроки для России

Авторы

  • Ирина Гагарина Администрация городского округа Солнечногорск Московской области https://orcid.org/0000-0003-3283-5718
  • Ирина Князева Сибирский институт управления, филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-2594-111X

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.404

Аннотация

В статье исследованы опыт конкурентного ведомства Германии и границы вмешательства немецкого государства и вырабатываемой им конкурентной политики в цифровую экономику. Формирование баланса интересов в сфере цифровых инноваций и обеспечения условий для эффективной конкуренции является важным элементом выстраиваемой стратегии ограничения власти цифровых платформ. Особое внимание уделено методологическим подходам немецкого регулятора к оценке доминирующего положения компаний на цифровых рынках, проблемам, возникающим при их практическом применении, оценке влияния цифровой повестки на рынки и конкуренцию. Представлены актуальные кейсы, отражающие многоаспектность оценки рыночной власти на циф- ровых рынках. Систематизировано мнение антимонопольного регулятора Германии, включающее разработку комплекса мер, направленных на снижение злоупотребления рыночной властью и возможностью оказывать отрицательное влияние на рынок со стороны онлайн-платформ. Оценены преимущества цифровой экономики, связанные с повышением общественного благосостояния и проявляющиеся в расширении и многообразии рынков, повышении их прозрачности, оперативности и доступности услуг, что позволяет поддерживать активную конкурентную среду среди рыночных онлайн-агентов и разрабатывать дополнительный регуляторный инструментарий, не наносящий вред процессам цифровизации. Кратко представлены основные правила регуляторной доктрины, принятой в 2021–2022 гг. Европейской экономической комиссией в рамках «Закона о цифровых рынках» (Digital Markets Act, DMA). Особое внимание уделено описанию концепции «посреднической власти» как специального инструмента оценки рыночной власти онлайн-платформ и осуществления антимонопольного контроля и регулирования их поведения на основе регуляторной концепции «gatekeeper» («привратник»), получившей институциональное закрепление. Результаты исследования, основанные на новых оригинальных идеях и содержательных контентах, могут быть интегрированы в дискурс современной науки в качестве вектора развития теоретико-концептуальных подходов к исследованию цифровых рынков, а также применены в непосредственной практике антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

Ключевые слова:

цифровые рынки, онлайн-платформы, регулирование рынков, конкуренция, рыночная власть, меры конкурентной политики, антимонопольные органы

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Абдрахманова, Г. И. (ред.) (2021) Тенденции развития Интернета: готовность экономики и общества к функционированию в цифровой среде. М.: Изд. дом ВШЭ.

Антропов, В. В. (2003) Социальная рыночная экономика: путь Германии. М.: Экономика.

Балашов, А. М. (2020) ‘Необходимость построения эффективности социально-ориентированной рыночной экономики в России на основе концепции социального государства’, Теоретическая экономика, 10, с. 87–95.

Воронцовский, А. В. (2020) ‘Цифровизация экономики и ее влияние на экономическое развитие и общественное благосостояние’, Вестник Санкт Петербургского университета. Экономика, 36 (2), с. 189–216.

Демм, Ж. (2015) ‘Реформа немецкого законодательства о защите конкуренции’, Lex Russica (Русский закон), 12, с. 125–134.

Караганчу, А. В. и Князева, И. В. (2017) Конкурентная политика в предотвращении ограничительной деловой практики и антиконкурентной государственной помощи. Опыт и практика Европейского союза. Новосибирск: Изд-во НГТУ.

Князева, И. В., Айтжанов, А. Т. и Бычкова, Е. С. (2021) ‘Методологические развилки антимонопольного регулирования цифровых рынков: идеи и смыслы цифровой повестки Казахстана’, Современная конкуренция, 15 (2), с. 5–18.

Коваленко, А. И. (2021) ‘Отказ от благосостояния потребителя при антитрасте цифровых платформ’, Современная конкуренция, 15 (3), с. 97–105.

Коваленко, А. И. (2020) ‘Технологические гиганты на цифровых рынках — результат провала регулятора’, Современная конкуренция, 14, 4 (80), с. 5–24.

Невский, С. И. (2006) ‘Концептуальные основы послевоенного экономического строя в ФРГ’, Экономический журнал, 12, с. 180–211.

Нуреев, Р. М. (ред.) (2007) Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Осипов, Ю. М., Юдина, Т. Н. и Гелисханов, И. З. (2018) ‘Цифровая платформа как институт эпохи технологического прорыва’, Экономические стратегии, 5, с. 22–29.

Пахомова, Н. В., Рихтер, К. К., Чернова, Е. Г. и Малышков, Г. Б. (2020) ‘Конкурентная политика и ее приоритеты в условиях цифровизации и «поствирусного» экономического цикла: опыт России и Евросоюза’, Проблемы современной экономики, 3 (75), с. 20–27.

Розанова, Н. М. (2021) ‘Конкуренция и монополия в цифровую эпоху’, Общественные науки и современность, 1, с. 63–72.

Сафрончук, М. В. (2018) ‘Влияние цифровой трансформации на бизнес и деловую среду’, Цифровая экономика, 2 (3), с. 38–44.

Сафрончук, М. В. (2018) ‘Отраслевые рынки: поведенческие аспекты цифровизации’, Инвестиционный, финансовый и управленческий анализ, 4 (5), с. 185 190.

Шаститко, А. Е. и Маркова, О. А. (2020) ‘Старый друг лучше новых двух? Подходы к исследованию рынков в условиях цифровой трансформации для применения антимонопольного законодательства’, Вопросы экономики, 6, с. 37–55.

Шмаков, А. В. (2021) ‘Мягкое регулирование в условиях цифровой трансформации: поведенческие основания’, Journal of Institutional Studies, 13 (3), с. 102–116.

References

Abdrakhmanova, G. I. (ed.) (2021) Trends in the development of the Internet: the readiness of the economy and society to function in the digital environment. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian)

Antropov, V. V. (2003) Social market economy: the Way of Germany. Moscow: Ekonomika Publ. (In Russian)

Balashov, A. M. (2020) ‘The need to build the effectiveness of a socially-oriented market economy in Russia based on the concept of a social state’, Teoreticheskaia ekonomika, 10, pp. 87–95. (In Russian)

Vorontsovsky, A. V. (2020) ‘Digitalization of the economy and its impact on economic development and social welfare’, St Petersburg University Journal of Economic Studies, 36 (2), pp. 189–216. (In Russian)

Demm, Zh. (2015) ‘Reform of German legislation on protection of competition’, Lex Russica (Russian Law),12, pp. 125–134. (In Russian)

Karaganchu, A. V. and Knyazeva, I. V. (2017) Competition policy in the prevention of restrictive business practices and anticompetitive state aid. Experience and practice of the European Union. Novosibirsk:Izdatel’stvo NGTU Publ. (In Russian)

Knyazeva, I. V., Aitzhanov, A. T. and Bychkova, E. S. (2021) ‘Methodological forks of antimonopoly regulation of digital markets: Ideas and meanings of Kazakhstan’s digital Agenda’, Modern competition,15 (2), pp. 5–18. (In Russian)

Kovalenko, A. (2021) ‘Moving away from consumer welfare in the antitrust of digital platforms’, Modern competition, 15, 3 (83), pp. 97–105. (In Russian)

Kovalenko, A. (2020) ‘Technological glants on digital markets as a result of a regulator failure’, Modern competition,14, 4 (80), pp. 5–24. (In Russian)

Nevsky, S. I. (2006) ‘Conceptual foundations of the post-war economic system in Germany’, Economic Journal, 12, pp. 180–211. (In Russian)

Nureyev, R. M. (ed.) (2007) Social market economy: concept, practical experience and prospects of application in Russia. Moscow: HSE Publishing House. (In Russian)

Оsipov, Y. М., Yudina, Т. N. and Geliskhanov, I. Z. (2018) ‘Digital platform as an institution of the technological breakthrough era’, Economic strategies, 5, pp. 22–29. (In Russian)

Pakhomova, N. V., Richter, K. K., Chernova, E. G. and Malyshkov, G. B. (2020) ‘Competition policy and its priorities in the conditions of digitalization and the “post viral” economic cycle: the experience of Russia and the European Union’, Problems of modern Economics, 3 (75), pp. 20–27. (In Russian)

Rozanova, N. М. (2021) ‘Competition and Monopoly in a Digital Era’, Soсial sciences and contemporary world, 1, pp. 63–72. (In Russian)

Safronchuk, M. V. (2018) ‘Influence of digital transformations on business and the business environment’, Digital Economy, 2 (3), pp. 38–44. (In Russian)

Safronchuk, M. V. (2018) ‘Industrial markets: behavioral aspects of digitalization’, Investment, financial and management analysis, 4 (5), pp. 185–190. (In Russian)

Shastitko, A. E. and Markova, O. A. (2020) ‘Is an old friend better than the new two? Approaches to market research in the context of digital transformation for the application of antimonopoly legislation’, Economic issues, 6, pp. 37–55. (In Russian)

Shmakov, A. V. (2021) ‘Nudge in the conditions of digital transformation: Behavioral basis’. Journal of Institutional Studies, 13 (3), pp. 102–116. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

23.12.2022

Как цитировать

Гагарина, . И. ., & Князева, И. (2022). Государственная конкурентная политика Германии: ответы на вызовы цифровизации экономики, уроки для России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 38(4), 551–580. https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.404

Выпуск

Раздел

Макро- и микроэкономические исследования