Устойчивые сочетания отличительных особенностей бизнес-моделей инновационных фирм

Авторы

  • Сергей Смирнов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Светлана Боброва ООО «ТТФБ»
  • Игорь Аренков Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-4707-2437
  • Яна Салихова Санкт-Петербургский государственный экономический университет https://orcid.org/0000-0002-5134-1919

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.103

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению бизнес-моделей инновационных фирм в условиях формирования цифровой экономики. Концепция бизнес-моделей находится в динамичном развитии уже более десяти лет. За эти годы появилось значительное количество публикаций, описывающих результаты теоретических и эмпирических исследований. Однако отличительные особенности бизнес-моделей инновационных фирм мало изучены. В статье восполняется данный пробел в части исследования атрибутов бизнес-моделей инновационных фирм и развития их типологии. В качестве исследовательского вопроса взято предположение о том, что инновационные бизнес-модели обладают достаточно устойчивым набором характерных особенностей — атрибутов,которые можно выявить при помощи факторного и кластерного анализа. В работе проанализированы бизнес-модели 100 инновационных компаний. Цель исследования —выявление устойчивых сочетаний характерных особенностей бизнес-моделей инновационных фирм и развитие типологии установленных бизнес-моделей. Результаты анализа позволили развить типологию бизнес-моделей инновационных фирм на основе выявления отличительных характеристик бизнес-моделей, включающих технологии, бизнес решения, особенности взаимодействия со стейкхолдерами. Полученные выводы могут быть использованы в ходе дальнейших теоретических и эмпирических исследований с целью дальнейшего развития типологии бизнес-моделей и определения причин их успешности. Практическая значимость работы заключается в установлении устойчивых сочетаний атрибутов бизнес-моделей, которые могут применяться для бенчмаркинга, анализа бизнес-моделей в процессе их трансформации, а также определения ключевых факторов успеха в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова:

бизнес-модель, инновационная фирма, атрибут бизнес-моделей, бизнес-тренд, цифровая экономика, цифровые технологии, бизнес-модель инновационных фирм

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература/References

Agarwal R., Helfat C. E. (2009) Strategic Renewal of Organizations. Organization Science, vol. 20, no. 2,pp. 281–293.

Al-Debei M., Avison D. (2010) Developing a unified framework of the business model concept. European Journal of Information Systems, vol. 19, no. 3, pp. 359–376.

Arenkov I., Smirnov S., Yaburova D. (2020) On the way to the organization of the future: Practice, patterns,and prospects. In: 32nd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2018 — Vision 2020. Seville, IBIMA, pp. 2928–2936.

Battistella C., De Toni A., De Zan G., Pessot E. (2017) Cultivating business model agility through focused capabilities: A multiple case study. Journal of Business Research, Elsevier, vol. 73 (C), pp. 65–82.

Bereznoy A. (2014) Business Model innovation in Competitive Strategy of large Corporations. Voprosy Ekonomiki, no. 9, pp. 65–81. (In Russian)

Cao L., Navare J., Jin Z. (2018) Business model innovation: How the international retailers rebuild their core business logic in a new host country. International Business Review, Elsevier, vol. 27, no. 3, pp. 543–562.

Casadesus-Masanell R., Ricart J. E. (2007) Competing through business models. IESE Business school —University of Navara, working paper 713. URL:http://www.bmcommunity.sitew.com/fs/Root/8u9micasadesus_et_ricart.pdf (accessed: 24.01.2019).

Cavalcante S. (2011). Business model dynamics and innovation: (re)establishing the missing linkages. Management Decision, vol. 49, no. 8, pp. 1327–1342.

Cheberko E., Smirnov S. (2016) Formation of Innovative Business Models of Enterprises of the Tourism Industry in the Context of a Systemic Crisis. Administrative Consulting, no. 4, pp. 186–198.

Dmitriev V., Simmons G., Truong Y., Palmer M., Schneckenberg D. (2014) An exploration of business model development in the commercialization of technology innovations. R&D Management, vol. 44,no. 3, pp. 306–321.

Foss N., Saebi T. (2017) Business models and business model innovation: Between wicked and paradigmatic problems. Long Range Planning, vol. 51, no. 1, pp. 9–21.

Gassmann O., Frankenberger K., Csik M. (2015) The St. Gallen business model navigator. Working Paper University of St. Gallen, pp. 1–14.

Globocnik D., Faullant R., Parastuty Z. (2019) Bridging strategic planning and business model management —A formal control framework to manage business model portfolios and dynamics. European Management Journal, vol. 38, no. 2, pp. 231–243.

Holloway S. S., Sebastiao H. J. (2010) The role of business model innovation in the emergence of markets: A missing dimension of entrepreneurial strategy? Journal of Strategic Innovation and Sustainability,vol. 6, no. 4, pp. 86–101.

Ibarra D., Ganzarain J., Igartua J. (2018) Business model innovation through Industry 4.0: A review. Procedia Manufacturing, vol. 22, pp. 4–10.

Kavadias S., Ladas K., Loch C. (2016) The transformative business model: How to tell if you have one. Harvard Business Review, vol. 10, pp. 90–98.

Klimanov D., Tretyak O. (2014) Business Models: Major Research Directions and Search of Conceptual Foundations. Russian Management Journal, vol. 12, no. 3, pp. 107–130. (In Russian)

Kotarba M. (2018) Digital Transformation of Business Models. Foundations of Management, vol. 10, no. 1,pp. 123–142.

Lapidus L. (2017) Big data, sharing economy, Internet of things, robotics: a look into the future of Russian business. Prospects for the development of e-business and e-commerce. Materials of the III Interfaculty

Scientific and Practical Conference of Young Scientists: reports and speeches. Faculty of Economics,Lomonosov Moscow State University. Moscow, pp. 5–24. (In Russian)

Laudien S., Daxböck B. (2017) Understanding the lifecycle of service firm business models: a qualitative empirical analysis. R & D Management, vol. 3, no. 47, pp. 473 483.

Lüdeke-Freund F., Carroux S., Joyce A., Massa L., Breuer H. (2018) The sustainable business model pattern taxonomy-45 patterns to support sustainability-oriented business model innovation. Sustainable Production and Consumption, vol. 15, pp. 145–162.

Osterwalder A., Pigneur Y., Tucci C. (2005) Clarifying Business Models: Origins, Present, and Future of the Concept. Communications of the Association for Information Systems, vol. 16, pp. 1–25.

Osterwalder A., Pigneur Y. (2010) Business Model Generation: A Handbook For Visionaries, Game Changers,And Challengers. New York, United States, Wiley. 288 p.

Pakhomova N. V., Richter K. K., Vetrova M. A. (2017) Transition to circular economy and closedloop supply chains as driver of sustainable development. St Petersburg University Journal of Economic Studies, vol. 33, iss. 2, pp. 244–268.

Pishchulov G. V., Richter K. K., Pakhomova N. V., Tsenzharik M. K. (2018) A circular economy perspective on sustainable supply chain management: an updated survey. St Petersburg University Journal of Economic Studies, vol. 34, iss. 2, pp. 267–297.

Rappa M. (2004) The utility business model and the future of computing services. IBM Systems Journal,vol. 43, no. 1, pp. 32–42.

Schallmo D., Williams C., Boardman L. (2017) Digital Transformation of Business Models — Best Practice, Enablers, and Roadmap. International Journal of Innovation Management, vol. 21, no. 8, pp. 1–17.

Shatalov A. (2010) The relationship of the business model and the results of the company (based on materials from Russian companies in the catering industry). Vestnik of St. Petersburg University, series 8, no. 2,pp. 24–54 (In Russian)

Stoilkovska A., Ristovska N., Gramatnikovski S. (2015) Innovative Business Models a Factor for Competitive Advantage of the Companies. UTMS Journal of Economics, vol. 6, no. 1, pp. 135–146.

Tavassoli S., Bengtsson L. (2018) The role of business model innovation for product innovation performance. International Journal of Innovation Management, vol. 22, no. 7, pp. 1–28.

Töuscher K., Laudien S. (2017) Understanding platform business models: A mixed methods study of marketplaces. European Management Journal, vol. 36, pp. 24–39.

Загрузки

Опубликован

10.06.2021

Как цитировать

Смирнов, С., Боброва, С. ., Аренков, И. ., & Салихова, Я. (2021). Устойчивые сочетания отличительных особенностей бизнес-моделей инновационных фирм. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37(1), 62–83. https://doi.org/10.21638/spbu05.2021.103

Выпуск

Раздел

Экономика фирмы и бизнес-сетей

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)