Деловая культура во внутренней среде фирмы

Авторы

  • Игорь Аренков Санкт-Петербургский государственный университет
  • Владимир Зябриков Санкт-Петербургский государственный университет
  • Игорь Шевазуцкий Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.306

Аннотация

Многообразие моделей внутренней среды фирмы формировалось примерно в течение полувека, начиная с триады С. Гибсона (стратегия — структура — системы), впервые сформулировавшего последовательность этапов стратегического планирования, и заканчивая моделью PEST-атома, которая отражает не только состав элементов внутренней среды, но и взаимосвязи между ними. В статье показано, что современная система, отражающая строение элементов внутренней среды фирмы, должна быть построена на базе ее ключевого элемента, неразрывно связанного с сущностью фирмы и в то же вре- мя синхронно с ней меняющегося в ходе движения по траектории жизненного цикла. Таким элементом, непосредственно передающим степень зрелости фирмы, является ее культура. Деловая культура является центральным связующим элементом внутренней среды фирмы, обеспечивающим гармоничное сочетание всех прочих ее элементов: стратегии, организационной структуры, системы мотивации и т. д., что делает фирму инвестиционно привлекательной. В то же время тип деловой культуры — основной
индикатор стадии жизненного цикла фирмы, а поскольку все многообразие исчерпывается всего четырьмя типами: культурой профессионала, лидера, бюрократа и предпринимателя, то процесс движения фирмы по стадиям ее жизненного цикла можно превратить в управляемый. Для этого во второй половине стадии зрелости фирмы следует сделать роль профессионалов доминирующей и превратить стадию старости фирмы в стадию возрождения. Такой переход потребует реализации во внутренней среде фирмы модели интеллектуальной организации, которая демонстрирует логическое
развитие концепции самообучающейся организации. В ходе движения по траектории своего жизненного цикла фирма за счет обеспечения инновационной привлекательности и снижения текущих расходов на единицу продукции последовательно реализует следующую «цепочку критериев»: инновационность (дородовая стадия) — результативность (стадия детства) — продуктивность (стадия юности) — эффективность (стадия зрелости). Возможность применения теоретических аспектов, предлагаемых авторами статьи, подтверждается на практике при исследовании жизненного цикла ООО «Родник».

Ключевые слова:

деловая культура, жизненный цикл фирмы, модели внутренней среды фирмы, эффект масштаба, инвестиционная привлекательность

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Адизес, И. К. (2008) Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер.

Алпатов, Г. Е. и Анохина, Е. М. (2021) ‘Мировые тренды в сфере воспроизводства человеческого капитала в системе высшего образования’, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 37 (1), с. 34–61.

Аренков, И. А. и Зябриков, В. В. (2022) ‘Функциональные подразделения и теория жизненного цикла фирмы’, Лидерство и менеджмент, 9 (3), с. 805–820.

Белбин, Р. М. (2009) Команды менеджеров: как объяснить их успех или неудачу. 3-е изд. Пер.Е. Смолиной. М.: Кивитс; Манн, Иванов и Фербер.

Болдырева, Н. В. (2018) ‘Роль и значение внутренних коммуникаций в условиях современного бизнеса’, Вестник Евразийской науки, 10 (1). URL: https://esj.today/PDF/53ECVN118.pdf (дата обращения: 20.04.2023).

Бреддик, У. (1997) Менеджмент в организации. М.: ИНФРА-М.

Булина, А. О., Мозговая, К. А. и Пахнин, М. А. (2020) ‘Человеческий капитал в теории экономического роста: классические модели и новые подходы’, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 36 (2), с. 163–188.

Верховская, О. Р. и Александрова, Е. А. (2018) ‘Индекс мотивации предпринимательской активности и институциональная среда’, Вестник Санкт Петербургского университета. Экономика, 34 (4), с. 511–533.

Грей, К. (2008) Организации. Теории, конфликты и менеджеры. Пер. с англ. П. К. Власова. Xарьков: Гуманитарный центр.

Зябриков, В. В. (2016) ‘Роли и функции менеджмента’, Креативная экономика, 10 (11), с. 1305–1322.

Зябрикова, А. В. и Зябриков, В. В. (2015) ‘Развитие теории жизненного цикла на основе единой типологии деловой культуры’, Проблемы современной экономики: Евразийский межрегиональный аналитический журнал, 1, с. 116–120.

Измайлова, М. А. (2019) ‘Российские компании в условиях интеллектуальной экономики: проблемы становления, оценки и развития’, МИР (Модернизация. Инновации. Развитие), 10 (3), с. 326–339.

Камерон, К. и Куинн, Р. (2001) Диагностика и изменение организационной культуры. Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер.

Кузнецов, Ю. В. (2006) Теория организации. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та.

Минцберг, Г., Альстрэнд, Б. и Лэмпел, Дж. (2000) Школы стратегий. Пер. с англ. Ю. Н. Каптуревского.СПб.: Питер.

Рубинштейн, М. Ф. и Фирстенберг, А. Р. (2003) Интеллектуальная организация: Привнеси будущее в настоящее и преврати творческие идеи в бизнес-решения. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М.

Стеблянская, А. Н., Ванг, Д., Денисов, А. Р. и Брагина, З. В. (2020) ‘Устойчивый рост компании как результат взаимодействия финансовых, энергетических, экологических и социальных факторов (на примере ПАО «Газпром»)’, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 36 (1), с. 134–160.

Тромпенаарс, Ф. и Хэмпден-Тернер, Ч. (2012) 4 типа корпоративной культуры. Пер. с англ. Е. П. Самсонова. Минск: Попурри.

Adizes, I. (1979) ‘Organizational Passages-Diagnosing and Treating Life cycle Problems of Organizations’, Organizational Dynamics, 8 (1), pp. 3–25.

Cooke, R. A. and Lafferty, J. C. (2003) Organizational Culture Inventory. Plymouth, Michigan: Human Synergistics.

Daft, R. L. (2020) Organization theory and design. 13th ed. Cengage Learning.

Denison, D. R. (1990) Corporate culture and organizational effectiveness. New York: Wiley.

Dufour, Y., Steane, P. and Corriveau, A. M. (2018) ‘From the organizational life-cycle to “ecocycle”: a configurational approach to strategic thinking’, Asia Pacific Journal of Business Administration, 10 (2–3), pp. 171–183.

French, J. and Raven, B. (1959) ‘The Bases of Social Power’, in Cartwright, D. (ed.) Studies in Social Power. Ann Arbor, Michigan: Institute for Social Research, pp. 150–167.

Galpin, T. J. and Hebard, J. (2018) ‘Strategic Management and Sustainability’, in Borland, H., Lindgreen, A., Vanhamme, J., Maon, F., Ambrosini, V. and Palacios Florencio, B. (eds) Business Strategies for Sustainability: A Research Anthology. New York: Routhledge, pp. 165–178.

Glaser, S. R., Zamanou, S. and Hacker, K. (1987) ‘Measuring and interpreting organizational culture’, Management Communication Quarterly, 1 (2), pp. 173–198.

Greiner, L. (1972) ‘Evolution and revolution as organizations grow’, Harvard Business Review, July/August, pp. 37–46.

Hanks, S. H. (ed.) (1993) ‘Tightening the Life-Cycle Construct: A Taxonomic Study of Growth Stage Configurations in High-Technology Organizations’, Entrepreneurship theory and practice, 18 (2), pp. 5–30.

Hersey, P. and Blanchard, K. H. (1988) Management of organizational behavior. 5th ed. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice Hall.

Jirasek, M. and Bilek, J. (2018) ‘The organizational life cycle: review and future agenda’, Quality Innovation Prosperity, 22 (3), pp. 1–18.

Koplyay, T., Chillingworth, L. and Mitchell, B. (2013) ‘Corporate Life cycles: Modelling the Dynamics of Innovation and Its Support Infrastructure’, Technology Innovation Management Review, 3 (10), pp. 22–29.

Leithy, W. E. (2017) ‘Organizational Culture and Organizational Life Cycle’, International Journal of Economics and Management Sciences, 6 (4).

Lester, D., Parnell, J. and Carraher, S. (2003) ‘Organizational life cycle: a five-stage empirical stage’, The international journal of organizational analysis, 11 (4), pp. 339–354.

Miller, D. and Freisen, P. H. (1984) ‘A longitudinal study of corporate life cycle’, Management science, 30 (10), pp. 1161–1183.

Mitroff, I. (1983) Stakeholders of the Organizational Mind. San Francisco: Jossey-Bass.

O’Reilly, C. A., Chatman, J. and Caldwell, D. F. (1991) ‘People and organizational culture: A profile comparison approach to assessing person-organization fit’, Academy of Management Journal, 34 (3), pp. 487–516.

Quinn, R. E. and Cameron, K. (1983) ‘Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: some preliminary evidence’, Management Science, 29 (1), pp. 33–51.

Stoianova, O., Lezina, T. and Ivanova, V. (2020) ‘Corporate Culture: Impact on Companies’ Readiness for Digital Transformation’, in Bach Tobji, M. A., Jallouli, R., Samet, A., Touzani, M., Strat, V. A. and Paul

Pocatilu, P. (eds) Digital Economy. Emerging Technologies and Business Innovation. Cham: Springer Cham, pp. 13–26.

Thangavel, P., Chandra, B. and Pathak, P. (2023) ‘Organizational culture is the key: Building business resilience’, in Gupta, A., Gupta, S. and Kumar, J. (eds) Managing and Strategising Global Business in Crisis: Resolution, Resilience and Reformation. London: Routledge India, pp. 16–21.

Torbert, W. R. (1974) ‘Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development’, Interpersonal Development, 5 (1), pp. 1–25.

Ul Hassan, F. S. (2011) ‘Exploring the relationships among organizational life cycle stages and different traits of organizational culture’, Business and management review, 1 (7), pp. 103–112.

van der Post, W. Z., de Coning, T. J. and Smit, E. M. (1997) ‘An instrument to measure organizational culture’, South African Journal of Business Management, 28, pp. 147–168.

Xenikou, A. (2019) ‘Leadership and Organizational Culture’, in Newton, C. and Knight, R. (eds) Handbook of Research Methods for Organizational Culture. Northampton, Massachusetts: Edward Elgar Publishing.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Аренков, И., Зябриков, В. ., & Шевазуцкий, И. (2023). Деловая культура во внутренней среде фирмы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 39(3), 402–436. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.306

Выпуск

Раздел

Экономика фирмы и бизнес-сетей

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)