Оценка факторов недоиспользования образования на сельском рынке труда
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu05.2022.206Аннотация
В статье анализируются детерминанты рисков недоиспользования образования на сельском рынке труда в сравнении с городским. Информационной базой исследования стали микроданные Обследования рабочей силы Федеральной службы государственной статистики за 2018 г. Гипотезы исследования заключаются в том, что основными факторами недоиспользования образования на сельском рынке труда выступают занятость в личном подсобном хозяйстве, семейное положение, ведение домашнего хозяйства и осуществление ухода за детьми. Авторами выполнены расчеты по уровням профессионального образования: высшее и среднее профессиональное (в разрезе специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих). На основе регрессионной модели бинарного выбора изучены детерминанты рисков недоиспользования образования. Установлено, что более высокий уровень недоиспользования образования характерен для ведущих личное подсобное хозяйство с целью продажи продукции. Значимыми факторами недоиспользования образования на сельском рынке труда выступают также пол; семейное положение; возраст; число членов домохозяйства; специальность полученного образования. Высокие риски недоиспользования образования имеют лица с иностранным гражданством; холостые мужчины; а также лица, проживающие в более крупных домохозяйствах. Выявлены значительные различия в детерминантах недоиспользования образования у специалистов и квалифицированных рабочих. Не определено существенной разницы в факторах недоиспользования образования среди специалистов высшего и среднего звена. Полученные результаты вносят вклад в изучение проблем дисбаланса на рынке труда в России.
Ключевые слова:
сельский рынок труда, человеческий капитал, профессия, образовательно-профессиональное несоответствие, избыточное образование
Скачивания
Библиографические ссылки
Аверкиева, К. В. (2016) ‘Рынки труда и роль отходничества в занятости сельских жителей российского Нечерноземья’, Известия Российской академии наук. Серия географическая, 1, с. 25–37.
Бондаренко, Л., и Татарова, Л. (2014) ‘Занятость сельского населения и социальная защита безработных’, Экономика сельского хозяйства России, 2, с. 58–65.
Варшавская, Е. Я. (2017) ‘Квалифицированные работники на сельском рынке труда: предложение и спрос’, Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика, 3, с. 25–42.
Варшавская, Е. Я. (2021) ‘Избыточная квалификация российских работников: масштабы, детерминанты, последствия’, Социологические исследования, 11, с. 37–48.
Великий, П. П. (2010) ‘Неоотходничество, или лишние люди современной деревни’, Социологические исследования, 9, с. 44–49.
Гимпельсон, В. Е., и Капелюшников, Р. И. (2015) ‘Поляризация или улучшение? Эволюция структуры рабочих мест в России в 2000-е годы’, Вопросы экономики, 7, с. 87–119.
Гимпельсон, В. Е., Капелюшников, Р. И., Карабчук, Т. С., Рыжикова, З. А., и Биляк, Т. А. (2009) ‘Выбор профессии: чему учились и где пригодились?’, Экономический журнал ВШЭ, 2, с. 172–216.
Гимпельсон, В. Е., Капелюшников, Р. И., и Лукьянова, А. Л. (2011) ‘Уровень образования российских работников: оптимальный, избыточный, недостаточный?’, в Гимпельсон, В. Е., и Капелюшников, Р. И. (ред.) Российский работник: образование, профессия, квалификация. М.: Изд. дом ВШЭ, с. 240–292.
Едренкина, Н. М., и Гриценко, Г. М. (2018) ‘Особенности формирования трудовых ресурсов сельских территорий Сибири’, в Петриков, А. В. (отв. ред.) Аграрная экономическая наука: истоки, состояние, задачи на будущее. Никоновские чтения — 2018. Материалы XХIII Международной научно-практической конференции. М.: Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А. А. Никонова, с. 268–270.
Калугина, З. И. (2012) ‘Инверсия сельской занятости: практика и политика’, Регион: экономика и социология, 2, с. 45–67.
Капелюк, С. Д., и Лищук, Е. Н. (2020) ‘Масштабы несоответствия образовательного уровня работников сельскому рынку труда’, Journal of Applied Economic Research, 19 (3), с. 370–397.
Капелюшников, Р. (2012) ‘Спрос и предложение высококвалифицированной рабочей силы в России: кто бежал быстрее? Часть II’, Вопросы экономики, 3, с. 120–147.
Кюи, Н. Е. (2008) ‘Образование, выбор категории профессиональной занятости и заработная плата в России’, Экономический журнал ВШЭ, 3, с. 365–399.
Лищук, Е. Н., и Капелюк С. Д. (2020) ‘Анализ востребованных профессий на рынке труда: региональные особенности’, Регион: экономика и социология, 1, с. 119–152.
Нефедова, Т. Г., и Мкртчян, Н. В. (2018) ‘Региональные различия размещения и прогноза трудовых ресурсов сельского хозяйства России’, Проблемы прогнозирования, 1, с. 85–98.
Плюснин, Ю. М., Заусаева, Я. Д., Жидкевич, Н. Н., и Позаненко, А. А. (2013) Отходники. М.: Новый хронограф.
Плюснин, Ю. М., Позаненко, А. А., и Жидкевич, Н. Н. (2015) ‘Отходничество как новый фактор общественной жизни’, Мир России, 24 (1), с. 35 71.
Стукен, Т. Ю. (2018) ‘Качество занятости выпускников на региональных рынках труда’, Вестник КемГУ. Серия: Политические, социологические и экономические науки, 2, с. 33–39.
Artz, B., and Welsch, D. M. (2021) ‘Overeducation and wages revisited: A two-cohort comparison and random coefficients approach’, Southern Economic Journal, 87, pp. 909–936.
Belfield, C. (2010) ‘Over-education: What influence does the workplace have?’, Economics of Education Review, 29, pp. 236–245.
Buchel, F., and Battu, H. (2003) ‘The theory of differential overqualification: does it work?’, Scottish Journal of Political Economy, 50 (1), pp. 1–16. Buchel, F., and van Ham, M. (2003) ‘Overeducation, regional labour markets, and spatial flexibility’, Journal of Urban Economics, 53 (3), pp. 482–493.
Capsada‑Munsech, Q. (2019) ‘Measuring оvereducation: Incidence, correlation and overlaps across indicators and countries’, Social Indicators Research, 145, pp. 279–301.
Chevalier, A., and Lindley, J. (2009) ‘Overeducation and the skills of UK graduates’, Journal of the Royal Statistical Society A, 172 (2), pp. 307–337.
Danzer, A. M., and Grundke, R. (2020) ‘Export price shocks and rural labor markets: The role of labor market distortions’, Journal of Development Economics, 145, 102464. de Brauw, A., Huang, J., Rozelle, S., Zhang, L., and Zhang, Y. (2002) ‘the evolution of Сhina’s rural labor markets during the reforms’, Journal of Comparative Economics, 30, pp. 329–353.
Dolton, P., and Vignoles, A. (2000) ‘The incidence and effects of overeducation in the UK graduate labour market’, Economics of Education Review, 19 (2), pp. 179–198.
Dumas, C. (2020) ‘Productivity shocks and child labor: The role of credit and agricultural labor markets’,Economic Development and Cultural Change, 68 (3), pp. 763–812.
Fields, G. S. (2009) ‘Segmented labor market models in developing countries’, in Ross, D., and Kincaid, H. (ed.) The Oxford Handbook of Philosophy of Economics. Oxford University Press, pp. 476–507.
Foster, A. D., and Rosenzweig, A. (1996) ‘Comparative advantage, information and the allocation of workers to tasks: Evidence from an agricultural labour market’, Review of Economic Studies, 63 (3), pp. 347–374.
Frank, R. H. (1978) ‘Why women earn less: The theory and estimation of differential overqualification’, American Economic Review, 68 (3), pp. 360–373. Freeman, R. B. (1976) The Overeducated American. New York: Academic Press.
Hung, C.-Y. (2008) ‘Overeducation and undereducation in Taiwan’, Journal of Asian Economics, 19, pp. 125–137.
Hymer, S., and Resnick, S. (1969) ‘A model of an agrarian economy with nonagricultural activities’, American Economic Review, 59 4), pp. 493–506.
Kucel, A., Molina, I. F., and Raya, J. M. (2016) ‘Over-education and its opportunity cost in Japan’, Asia Pacific Education Review, 17, pp. 299–312.
Kupets, O. (2016) ‘Education-job mismatch in Ukraine: Too many people with tertiary education or too many jobs for low-skilled?’, Journal of Comparative Economics, 44, pp. 125–147.
Leuven, E., and Oosterbeek, H. (2011) ‘Overeducation and mismatch in the labor market’, in Hanushek, E. A., Machin, S., and Woessmann, L. (ed.) Handbook of the Economics of Education, vol. 4. Elsevier B. V., pp. 283–326.
Marioni, L. S. (2021) ‘Overeducation in the labour market: Evidence from Brazil’, Education Economics, 29 (1), pp. 53–72.
McGuinness, S. (2006) ‘Overeducation in the labour market’, Journal of Economic Surveys, 20 (3), pp. 387–418.
Mueller, J. T. (2021) ‘The dual dependency of natural-resource-rich labor markets in contemporary society’, Sociological Theory, 39 (2), pp. 81–102.
Obiols-Homs, F., and Sanchez-Marcos, V. (2018) ‘Education outcomes and the labor market’, Labour Economics, 54, pp. 14–28.
Park, J. (2018) ‘Overqualification among aboriginal workers in Canada’, The International Indigenous Policy Journal, 9 (1), pp. 1–24.
Ranis, G., and Stewart, F. (1993) ‘Rural nonagricultural activities in development: Theory and application’, Journal of Development Economics, 40, pp. 75–101.
Rerat, P. (2014) ‘Highly qualified rural youth: Why do young graduates return to their home region?’, Children’s Geographies, 12 (1), pp. 70–86.
Rossen, A., Boll, C., and Wolf, A. (2019) ‘Patterns of overeducation in Europe: The role of field of study’, IZA Journal of Labor Policy, 9 (3), pp. 1–48.
Vahey, S. P. (2000) ‘The great Canadian training robbery: Evidence on the returns to educational mismatch’, Economics of Education Review, 19 (2), pp. 219–227.
Vasiakina, M., and Robone, S. (2018) ‘Education-job mismatch as a determinant of health: Evidence from the Russian Federation’, Rivista Italiana di Economia Demografia e Statistica, 72 (4), pp. 101–112.
Wu, N., and Wang, Q. (2018) ‘Wage penalty of overeducation: New micro-evidence from China’, China Economic Review, 50, pp. 206–217.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.