Restraints on competition in the Russian air passenger market

Авторы

  • Сергей Александрович Лукьянов Государственный университет управления, Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский пр., 99; Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19; Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-0736-1533
  • Людмила Станиславовна Ружанская Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Елена Семеновна Авраменко Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19
  • Владимир Витальевич Строев Государственный университет управления, Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский пр., 99

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.107

Аннотация

В данной статье рассматриваются результаты анализа структуры отечественных авиаперевозчиков, который проводился с 2006 по 2016 г., а также анализируются основные барьеры для входа на рынок пассажирских авиаперевозок и их влияние на конкуренцию на этом рынке. Делается вывод о том, что существуют значительные технологические и поведенческие барьеры, которые являются существенными препятствиями для входа новых компаний на рынок. Эта ситуация бросает вызов существующей концепции и представлению об отечественном рынке авиаперевозок как квазиконкурентному рынку. Для описания структуры российского рынка пассажирских авиаперевозок мы вводим понятие дискретной конкуренции, отражающее смещенную плотность концентрации рынка в сторону небольших региональных авиакомпаний. Последние обычно объединяются механизмами собственности или принадлежностью к аэропорту. Они обладают значительной рыночной властью, но в то же время имеют незначительную долю на рынке российского пассажирского авиаперевозок. Было обнаружено, что административные барьеры играют решающую роль в сдерживании конкуренции. Кроме того, нынешние институциональные условия благоприятны для вертикальной интеграции «аэропорт — авиакомпания», что приводит к фундаментальной трансформации, как описано Уильямсоном, и может нанести ущерб конкуренции. Как показали наши результаты исследований, существует компромисс между вертикально интегрированными структурами на рынке пассажирских авиаперевозок и общественным благосостоянием

Ключевые слова:

входные барьеры, структура рынка, дискретная конкуренция, конкурентная политика, антимонопольное регулирование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биографии авторов

Сергей Александрович Лукьянов, Государственный университет управления, Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский пр., 99; Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19; Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

доктор экономических наук, профессор

Людмила Станиславовна Ружанская, Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19

доктор экономических наук, профессор

Елена Семеновна Авраменко, Уральский Федеральный университет, Высшая школа экономики и менеджмента, Российская Федерация, 620000, Екатеринбург, ул. Мира, 19

кандидат экономических наук, доцент

Владимир Витальевич Строев, Государственный университет управления, Российская Федерация, 109542, Москва, Рязанский пр., 99

доктор экономических наук, профессор

Библиографические ссылки

References

Anderson J. Identification of Interactive Behavior in Air Service Markets: 1973–76. The Journal of Industrial Economics, 1984, vol. 32, no. 4, pp. 91–106.

Baumol W. J. Contestable Markets: An Uprising in the Theory of Industry Structure. The American Economic Review, 1982, vol. 72, no. 1, pp. 1–15.

Baumol W. J. On the Proper Cost Tests for Natural Monopoly in a Multiproduct Industry. American Economic Review, 1977, vol. 67, iss. 5, pp. 809–822.

Baumol W. J., Panzar J. C., Willig R. D. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure. New York, Harcourt Brace Jovanovich, 1982, 510 p.

Caves R. Air Transport and its regulators. Cambridge: Harvard University Press, 1962. xi + 479 p. Coase R. The Nature of the Firm. Economica, n.s., 1937, vol. 4, pp. 386–405.

Douglas G., Miller J. Quality, Competition, Industry Equilibrium, and Efficiency in the Price Constrained Air Market. American Economic Review, 1974, September, no. 6, pp. 217–240.

Federal’noe agentstvo vozdushnogo transporta [Federal Air Transport Agency]. Available at: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-stat-pokazately/ ; http://www.favt.ru/public/materials//4/6/e/1/5/46e15e2a5e762d0850aee65cc30ef696.pdf (accessed: 20.06.2017). (In Russian)

Jamison M. A. A Further Look at Proper Tests for Natural monopoly. University of Florida: PURC, 1997, pp. 330–342.

Lukyanov S. Otsenka znachimosti otraslevykh vkhodnykh bar’erov kak instrumenta ogranicheniia konkurentsii [Eestimation of the importance of industry entry barriers as a tool to limit competition]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economy], 2008, no. 3, pp. 194–198. (In Russian)

Lukyanov S. Aviatsionnye passazhirskie perevozki: sovremennoe sostoianie rossiiskogo rynka i stran SNG [The Market of aviation passenger transport. The modern state in Russia and CIS countries]. ECO, 2008, no. 10, pp. 91–106. (In Russian)

Lukyanov S., Evtyukhov S. Globalizatsiia mirovoi ekonomiki i vnedrenie konkurentsii na reguliruemykh rynkakh: praktika empiricheskogo analiza [Competition in regulated markets in the globalization context]. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of Modern Economy], 2010, no. 4. pp. 84–86. (In Russian)

Lukyanov S., Kislyak N. Otraslevye bar’ery vkhoda kak vazhneishii instrument politiki ogranicheniia konkurentsii [Industry entry barriers as the most important instrument of the policy of restriction of competition]. Voprosi economiki, 2007, no. 2, pp. 101–110. (In Russian)

Pakhomova N. V. Sovremennaia politika v oblasti konkurentsii: teoreticheskii analiz i opyt realizatsii (primer ES-Rossiia) [Modern competition policy: a theoretical analysis and experience of implementation (example EU-Russia)]. Vestnik of Saint Petersburg University. Series 5. Economy. 2008, no. 2, pp. 3–24. (In Russian)

Schmalensee R. Comparative Static Properties of Regulated Airline Oligopolies. Bell Journal of Economics. 1977, Aut., no. 8, pp. 312–339.

Selivestrov D. A. Kvazikonkurentsiia na rynke vozdushnykh perevozok [Quasi-competition in the air transportation market]. Sovremennaia konkurentsiia [Modern competition], 2016, vol. 10, no. 6, pp. 36–48. (in Russian)

Williamson O. E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. New York: The Free Press, 1985, pp. 609–612.

Опубликован

30.03.2018

Как цитировать

Лукьянов, С. А., Ружанская, Л. С., Авраменко, Е. С., & Строев, В. В. (2018). Restraints on competition in the Russian air passenger market. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 34(1), 134–148. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.107

Выпуск

Раздел

Экономика отраслевых рынков