Цифровая трансформация компаний: стратегический анализ, факторы влияния и модели
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.303Аннотация
В статье на конкретных примерах проведен анализ подходов к цифровой трансформации, выявлены ее базовые модели и даны их основные характеристики, а также описаны понятия цифровизации и цифровой трансформации. Продемонстрирована связь целей, моделей и стратегий цифровой трансформации. Показано, что цифровая трансформация должна рассматриваться не как самостоятельный процесс, а как часть корпоративной стратегии, сформированной с помощью классических инструментов стратегического анализа и имеющей измеримые цели. Для структуризации процессов цифровой трансформации предложено модифицировать стратегическую карту, выделив технологии в самостоятельную перспективу. Структурированы факторы внутренней и внешней среды цифровой трансформации компании. В работе указано, что внутреннюю среду количественно можно оценивать с помощью моделей цифровой зрелости. Внешняя среда, ввиду более сложной структуры, может быть охарактеризована с учетом уровня развития цифровой экономики и общества в стране, регионе и городе,цифровой интенсивности отрасли, а также цифровой экосистемы компании. Положения и выводы исследования основаны на современных научных статьях, публичных статистических данных и анализе практики российских и зарубежных компаний.
Ключевые слова:
цифровая трансформация, цифровизация, цифровая стратегия, стратегический анализ, модель цифровой трансформации, цифровая среда, цифровая экосистема, модифицированная стратегическая карта
Скачивания
Библиографические ссылки
Дейвенпорт Т., Уэстерман Д. (2018) Цифровой провал. Harvard Business Review Россия. URL: https://hbr russia.ru/innovatsii/trendy/p26701 (дата обращения: 01.09.2019).
Каплан Р. С., Нортон Д. П. (2003) Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес. 320 с.
Кулагин В., Сухаревски А., Мефферт Ю. (2019) Digital@Scale. Настольная книга по цифровизации бизнеса. М.: Альпина диджитал. 293 с.
Портер М. (2005) Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 715 с.
Прохоров А., Коник Л. (2019) Цифровая трансформация. Анализ, тренды, мировой опыт. М.:ООО «Альянс Принт», 460 с.
Adobe Systems Incorporated (2016) Digital maturity definitions. URL: https://www.adobe.com/au/landing/digital-maturity.html (дата обращения:08.08.2019).
Arenkov I., Tsenzharik M., Vetrova M. (2019) Digital technologies in supply chain management. Atlantis Highlights in Computer Sciences, vol. 1, pp. 453–458.
Bolton R. N., McColl-Kennedy J. R., Cheung L., GallanA., Orsingher C., Witell L., Zaki M. (2018) Customer experience challenges: Bringing together digital, physical and social realms. Journal of Service Management, vol. 29, iss. 5, pp. 776–808.
Calvino F., Criscuolo C., Marcolin L. and Squicciarini M. (2018) A taxonomy of digital intensive sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers,no. 2018/14. Paris: OECD Publishing, 257 p.
CMMI Institute (2018) Capability Maturity Model Integration. URL: https://www.researchgate.net/publication/327557963_Capability_Maturity_Model_Integration (дата обращения: 08.08.2019).
Cusumano M. A, Gawer A., Yoffie D. B. (2019) The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition, Innovation, and Power. New York,HarperCollins, 320 р.
Gudergan G., Buschmeyer A. (2015) Key aspects of strategy and leadership for business transformation. The Business Transformation Journal, no. 11, pp. 17–27.
Deloitte (2018). Digital Enablement Turning your transformation into a successful journey.р.19–30.URL:https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ie/Documents/Technology/IE_C_HC_campaign.pdf (дата обращения: 05.07.2019).
Demil B., Lecocq X., Warnier W. (2018) Business model thinking, business ecosystems and platforms: The new perspective on the environment of the organization. Management, vol. 21, iss.4, pp. 1213–1228.
Digital Leadership (2019) Digital maturity framework. URL: https://www.digitalleadership.ltd/digital-maturity-framework (дата обращения: 08.08.2019).
Hinings B., Gegenhuber T., Greenwood R. (2018) Digital innovation and transformation: An institutional perspective. Information and Organization, vol. 28, iss.1, pp. 52–61.
The Institute of Chartered Accountants of India (2017) Digital Competency Maturity Model. URL:http://dhc.co.in/uploadedfile/1/2/-1/ICAI%20%20DCMM%20for%20Professional%20Entities.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
Iansiti M., Levien, R. (2004) Strategy as Ecology, Harvard Business Review, vol. 3, pp. 68–78.
Ismail M. H., Khater M., Zaki M. (2017) Digital Business Transformation and Strategy: What Do We Know So Far? University of Cambridge, 35 р.
Forrester (2016) Digital Maturity Model 4.0. URL: https://forrester.nitro-digital.com/pdf/Forrester-s%20Digital%20Maturity%20Model%204.0.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. (2018) Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal,vol. 39 iss.8, pp. 2255–2276.
Kane G. C., Palmer D., Phillips A. N., Kiron D., Buckley N. (2016) Aligning the Organization for its Digital Future. MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press, 30р.
Katz R. (2015) The Transformative Economic Impact of Digital Technology. The United Nations Commission on Science and Technology for Development. 18th Session. Item 3. рр. 2–11.
KPMG (2019) Digital technologies in Russian companies. pp. 19–30. URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/01/digital-technologies-in-russian companies-survey.html (дата обращения: 08.08.2019).
Kranzbühler A. M., Kleijnen M. H., Morgan R. E., Teerling M. (2018) The multilevel nature of customer experience research: An integrative review and research agenda. International Journal of Management Reviews, vol. 20, iss. 2, рр. 433–456.
Matt C., Hessa T., Benlian A. (2015) Digital transformation strategies. Business & Information Systems Engineering,vol. 57, iss. 5, рр. 339–343.
MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting (2011) Digital maturity matrix. URL: https://www.capgemini.com/wpcontent/uploads/2017/07/Digital_Transformation__A_Road-Map_for_Billion-Dollar_Organizations.pdf (дата обращения: 08.08.2019).
McColl-Kennedy J. R., Zaki M., Lemon K. N., Urmetzer F., Neely A. (2019) Gaining customer experience insights that matter. Journal of Service Research, vol. 22,iss.1, pp. 8–26.
Moore J. F. (1993) Predators and Prey. Harvard Business Review, vol. 71, iss. 3, pp. 75–86.
Nadella S., Euchner J. (2018) Navigating digital transformation. Conversations. Research-Technology Management,vol. 61, iss. 4, pp. 11–15.
Nissen V., Müllerleile T., Kazakova E., Lezina, T. (2016) Analyzing Process Acceptance with IT-Enabled Experimental Research. St. Petersburg journal of economic studies, no. 3, pp. 109–129.
Osterwalder A., Pigneur Y. (2017) Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers,and Challenger. John Wiley and Sons. 288 р.
Pantone, Media Beacon, Esko (2018) Digital maturity model for brand packing process. URL: https://www.esko.com/en/lp/brands/digital-maturity-model (дата обращения: 08.08.2019).
PwC Digital IQ (2018) 64 p. URL: https://www.pwc.ru/ru/riskassurance/assets/diq-RUS. pdf (дата обращения: 05.08.2019).
PwC Digital IQ (2019) URL: https://www.pwc.com/vn/en/services/consulting/digital-iq.html (дата обращения: 08.08.2019).
Schwab K. (2017) The Fourth Industrial Revolution. Crown Publishing Group. NY, United States. 320 р.
Sirius (2017) Digital Transformation Maturity Model. URL: https://www.siriuscom.com/tag/digital-transformation-maturity-model (дата обращения: 08.08.2019).
Skog D. A., Wimelius H., Sandberg J. (2018) Digital Disruption. Business & Information Systems Engineering,vol. 60, no. 5, рр. 431–437
Tapscott D. (2008) Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. McGraw Hill Professional.385р.
Vial G. (2019) Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems, vol. 28, iss. 2, pp. 118–144.
Westerman G., Bonnet D., and McAfee A. (2014) Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation. Boston, MA: Harvard Business Review Press, p. 303.
Westerman G. (2017) Your Company Doesn’t Need a Digital Strategy. MIT Sloan Management Review, p. 25.
Zaki M. (2019) Digital transformation: Harnessing digital technologies for the next generation of services. Journal of Services Marketing, vol. 33, iss. 4, pp. 429-435.
References in Latin Alphabet
Adobe Systems Incorporated (2016) Digital maturity definitions. Available at: https://www.adobe.com/au/ landing/digital-maturity.html (accessed: 08.08.2019).
Arenkov I., Tsenzharik M., Vetrova M. (2019) Digital technologies in supply chain management. Atlantis Highlights in Computer Sciences, vol. 1, pp. 453–458.
Bolton R. N., McColl-Kennedy J. R., Cheung L., Gallan A., Orsingher C., Witell L., Zaki M. (2018) Customer experience challenges: Bringing together digital, physical and social realms. Journal of Service Management, vol. 29, iss. 5, pp. 776–808.
Business management in the digital economy: challenges and solutions. (2019) Monograph. Eds I. A. Arenkov, T. A. Lezina, M. K. Tsenzharik, E. G. Chernova. St. Petersburg, St. Petersburg University Press. 360 p.(In Russian)
Calvino F., Criscuolo C., Marcolin L. and Squicciarini M. (2018) A taxonomy of digital intensive sectors. OECD Science, Technology and Industry Working Papers, no. 2018/14. Paris, OECD Publishing, 257 p.
CMMI Institute (2018) Capability Maturity Model Integration. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/327557963_Capability_Maturity_Model_Integration (accessed: 08.08.2019).
Cusumano M. A, Gawer A., Yoffie D. B. (2019) The Business of Platforms: Strategy in the Age of Digital Competition,Innovation, and Power. New York, Harper Collins. 320 р.
Davenport T., Westerman D. (2018) Why So Many High-Profile Digital Transformations Fail. Harvard Business Review. Available at: https://hbr.org/2018/03/why-so-many-high-profile-digital-transformationsfail (accessed: 05.07.2019). (In Russian)
Deloitte (2018) Digital Enablement Turning your transformation into a successful journey. р. 19–30. Available at: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ie/Documents/Technology/IE_C_HC_campaign.pdf (accessed: 05.07.2019).
Demil B., Lecocq X., Warnier W. (2018) Business model thinking, business ecosystems and platforms: The new perspective on the environment of the organization. Management, vol. 21, iss.4, pp. 1213–1228.
Gudergan G., Buschmeyer A. (2015) Key aspects of strategy and leadership for business transformation. The Business Transformation Journal, vol. 11, pp. 17–27.
Hinings B., Gegenhuber T., Greenwood R. (2018) Digital innovation and transformation: An institutional perspective. Information and Organization, vol. 28, iss.1, pp. 52–61.
The Institute of Chartered Accountants of India (2017) Digital Competency Maturity Model. Available at: http://dhc.co.in/uploadedfile/1/2/-1/ICAI %20- %20DCMM %20for %20Professional %20Entities.pdf (accessed: 08.08.2019).
Iansiti M., Levien R. (2004) Strategy as Ecology, Harvard Business Review, vol. 3, pp. 68–78
Ismail M. H., Khater M., Zaki M. (2017) Digital Business Transformation and Strategy: What Do We Know So Far University of Cambridge. 35 р.
Forrester (2016) Digital Maturity Model 4.0. Available at: https://forrester.nitro digital.com/pdf/Forresters%20Digital %20Maturity %20Model %204.0.pdf (accessed: 08.08.2019).
Jacobides M. G., Cennamo C., Gawer A. (2018) Towards a theory of ecosystems. Strategic Management Journal, vol. 39, iss. 8, pp. 2255–2276.
Kane G. C., Palmer D., Phillips A. N., Kiron D., Buckley N. (2016) Aligning the Organization for its Digital Future. MIT Sloan Management Review and Deloitte University Press. 30 р.
Kaplan R. S., Norton D. P. (2003) The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action, Harvard Business Review Press.
Katz R. (2015) The Transformative Economic Impact of Digital Technology. The United Nations Commission on Science and Technology for Development.18th Session. Item 3, рр. 2–11.
KPMG (2019) Digital technologies in Russian companies, pp. 19–30. Available at: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2019/01/digital-technologies-in-russian-companies-survey.html (accessed:08.08.2019).
Kranzbühler A. M., Kleijnen M. H., Morgan R. E., Teerling M. (2018) The multilevel nature of customer experience research: An integrative review and research agenda. International Journal of Management Reviews, vol. 20, iss. 2, рр. 433–456.
Kulagin V., Sukharevsky A., Meffert U. (2019) Digital @ Scale. Handbook of Business Digitalization. Moscow, Alpina Digital Publ. (In Russian)
Matt C., Hessa T., Benlian A. (2015) Digital transformation strategies. Business& Information Systems Engineering,vol. 57, iss. 5, рр. 339–343.
McColl-Kennedy J. R., Zaki M., Lemon K. N., Urmetzer F., Neely A. (2019) Gaining customer experience insights that matter. Journal of Service Research, vol. 22, iss.1, pp. 8–26.
Moore J. F. (1993) Predators and Prey. Harvard Business Review, vol. 71, iss. 3, pp. 75–86.
Nadella S., Euchner J. (2018) Navigating digital transformation. Conversations. Research-Technology Management, vol. 61, iss. 4, pp. 11–15.
Nissen V., Müllerleile T., Kazakova E., Lezina T. (2016) Analyzing Process Acceptance with IT-Enabled Experimental Research. St. Petersburg Journal of Economic Studies, no. 3, pp. 109–129.
Osterwalder A., Pigneur Y. (2017) Business Model Generation: A Handbook for Visionaries, Game Changers, and Challenger. John Wiley and Sons. 288 р.
Pantone, Media Beacon, Esko (2018) Digital maturity model for brand packing process. Available at: https:// www.esko.com/en/lp/brands/digital-maturity-model (accessed: 08.08.2019).
Parviainen P., Tihinen M., Kääriäinen J., Teppola S. (2017) Tackling the digitalization challenge: how to benefit from digitalization in practice. International Journal of Information Systems and Project Management, vol. 5, no. 1, pp. 63–77.
Porter M. (2005) Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York, The Free Press. A Division of Macmillan, Inc. New York. 30 p.
Prokhorov A., Konik L. (2019) Digital Transformation. Analysis, trends, world experience. Moscow, Alliance Print LLC. 460 p. (In Russian)
PwC Digital IQ (2018) 64 p. Available at: https://www.pwc.ru/ru/riskassurance/assets/diq-RUS.pdf (accessed: 05.08.2019).
PwC Digital IQ (2019) Available at: https://www.pwc.com/vn/en/services/consulting/digital-iq.html (accessed: 08.08.2019).
Schwab K. (2017) The Fourth Industrial Revolution. Crown Publishing Group. NY, United States, 320 р.
Sirius (2017) Digital Transformation Maturity Model. Available at: https://www.siriuscom.com/tag/digitaltransformation-model (accessed: 08.08.2019).
Skog D. A., Wimelius H., Sandberg J. (2018) Digital Disruption. Business & Information Systems Engineering, vol. 60, no. 5, рр. 431–437.
Tapscott D. (2008) Grown Up Digital: How the Net Generation is Changing Your World. McGraw Hill Professional. 385р.
Vial G. (2019) Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems, vol. 28, iss. 2, pp. 118–144.
Westerman G., Bonnet D., and McAfee A. (2014) Leading Digital: Turning Technology into Business Transformation.Boston, MA, Harvard Business Review Press, p. 303.
Westerman G. (2017) Your Company Doesn’t Need a Digital Strategy. MIT Sloan Management Review, p. 25.
Zaki M. (2019) Digital transformation: Harnessing digital technologies for the next generation of services. Journal of Services Marketing, vol. 33, iss. 4, pp. 429–435
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.