Клиентоориентированные инновации: анализ практики использования (на примере компаний Северо-Западного региона России)
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.104Аннотация
В статье раскрыты основные этапы формирования методологии совместного создания ценности на примере продуктовых и технологических инноваций, которые включают: применение внешних венчуров, открытых инноваций и инструментов их поддержки; наблюдаемый в настоящее время переход от открытых инноваций к клиентоориентированным, а также к инструментам их разработки и финансирования, в том числе с использованием краудсорсинга и краудфандинга. Использование клиентоориентированных инноваций приводит к трансформации бизнес-моделей компаний, в которых процесс вовлечения покупателей в сотворчество и сопроизводство становится ключевым. За счет этого, во-первых, достигается оперативная адаптация к постоянно изменяющимся потребностям клиентов, а во-вторых, при налаживании устойчивых и не опосредуемых рынком партнерских отношений B2C укрепляются конкурентные позиции предприятий и повышается эффективность их деятельности. В статье представлены результаты полевого исследования по применению на практике инструментария совместного создания ценности в деятельности российских инновационно ориентированных компаний (средних и крупных), расположенных в Северо-Западном регионе России. Репрезентативность опроса также обеспечивает анализ различных отраслей экономики и видов бизнеса. Исследование проводилось дважды, в 2014 и 2017 гг., что позволило проанализировать ситуацию в динамике. В результате был сделан вывод о недостаточном использовании российскими инновационно ориентированными компаниями (исследуемой целевой группы) инструментария совместного создания ценности при разработке инкрементальных инноваций. Наряду с этим были выявлены характеристики инновационно ориентированных компаний, влияющие на применение методологии совместного создания ценности, к числу которых относятся: новизна инноваций, разрабатываемых фирмой, размер компании, характер отношений с поставщиками и др. Отечественным инновационно ориентированным компаниям были даны рекомендации по применению методик структурирования функции качества для повышения конкурентоспособности разрабатываемых нововведений, а также по более активному использованию системы управления взаимоотношениями с клиентами.
Ключевые слова:
продуктовые и технологические инновации, клиентоориентированные инновации, концепция совместного создания ценности, сотворчество, сопроизводство
Скачивания
Библиографические ссылки
References in Latin Alphabet
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.