Клиентоориентированные инновации: анализ практики использования (на примере компаний Северо-Западного региона России)

Авторы

  • Николай Молчанов Санкт-Петербургский государственный университет
  • Юлия Рыбакова Санкт-Петербургский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-9022-0845

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.104

Аннотация

В статье раскрыты основные этапы формирования методологии совместного создания ценности на примере продуктовых и технологических инноваций, которые включают: применение внешних венчуров, открытых инноваций и инструментов их поддержки; наблюдаемый в настоящее время переход от открытых инноваций к клиентоориентированным, а также к инструментам их разработки и финансирования, в том числе с использованием краудсорсинга и краудфандинга. Использование клиентоориентированных инноваций приводит к трансформации бизнес-моделей компаний, в которых процесс вовлечения покупателей в сотворчество и сопроизводство становится ключевым. За счет этого, во-первых, достигается оперативная адаптация к постоянно изменяющимся потребностям клиентов, а во-вторых, при налаживании устойчивых и не опосредуемых рынком партнерских отношений B2C укрепляются конкурентные позиции предприятий и повышается эффективность их деятельности. В статье представлены результаты полевого исследования по применению на практике инструментария совместного создания ценности в деятельности российских инновационно ориентированных компаний (средних и крупных), расположенных в Северо-Западном регионе России. Репрезентативность опроса также обеспечивает анализ различных отраслей экономики и видов бизнеса. Исследование проводилось дважды, в 2014 и 2017 гг., что позволило проанализировать ситуацию в динамике. В результате был сделан вывод о недостаточном использовании российскими инновационно ориентированными компаниями (исследуемой целевой группы) инструментария совместного создания ценности при разработке инкрементальных инноваций. Наряду с этим были выявлены характеристики инновационно ориентированных компаний, влияющие на применение методологии совместного создания ценности, к числу которых относятся: новизна инноваций, разрабатываемых фирмой, размер компании, характер отношений с поставщиками и др. Отечественным инновационно ориентированным компаниям были даны рекомендации по применению методик структурирования функции качества для повышения конкурентоспособности разрабатываемых нововведений, а также по более активному использованию системы управления взаимоотношениями с клиентами.

Ключевые слова:

продуктовые и технологические инновации, клиентоориентированные инновации, концепция совместного создания ценности, сотворчество, сопроизводство

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки


References in Latin Alphabet

Cerit B. (2014) Quality Function Deployment and Its Application on a smartphone design. Balkan Journal of Electrical and Computer engineering, vol. 2, pp. 86–91.

Chesbrough H. (2007) Open innovations. Creating profitable technology. Moscow, Generation Publ. 336 p. (In Russian)

Chesbrough H., Appleyard M. M. (2007) Open innovation and strategy. California Management Review, vol. 50, iss. 1, pp. 57–76.

Gulakova O. V., Rebiazinа V. A., Smirnova M. M. (2019) Customer orientation of B2B firms in emerging markets: Evidence from Russia. Russian Management Journal, vol. 17, iss. 1, pp. 71–96. (In Russian)

Howe J. (2006) The rise of crowdsourcing. Wired magazine, no. 14, pp. 1–4.

Innovations in marketing models of Russian companies in the era of digital transformation. (2018) Ed. O. U. Yuldasheva, St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics Press. 277 p. (In Russian)

Kogan E. (2011) Crowdsourcing as a reputation factor. Materialy mezdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow, pp. 19–24. (In Russian)

Kogure M., Akao Y. (1983) Quality Function Deployment and Company Wide Quality Control in Japan: a strategy for assuring that quality is built into products. Quality Progress. October, pp. 25–29.

Lapshova O. A. (2012) Crowdsourcing of business processes is one of the strategies of the modern marketing concept. Problemy ekonomiki i menedzhmenta, no. 4, iss. 8, pp. 53. (In Russian)

Lovelock C. H., Young R. F. (1979) Look to Consumers to Increase Productivity. Harvard Business Review, no. 57, pp. 168–178.

Molchanov N. N., Rybakova Y. V. (2018) Buyer research methodology for developing co-production innovation. Mezdunarodnyi ekonomicheskii simpozium — 2018. Materialy mezdunarodnoi nauchnoi konferentsii, p. 145. Available at: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/9366/1/Международный экономический 0симпозиум-2018.pdf (accessed: 10.02.2020). (In Russian)

Molchanov N. N., Sergeev A. I. (2014) Innovation Marketing — Fourth Spiral Concept. In: Sustainable development: society and economics: Proceedings of the international scientific-practical conference dedicated to the 290th anniversary of St. Petersburg State University, April 23–26, 2014. S. A. Belozerov, V. V. Ivanov, S. A. Kalaida (Eds). St. Petersburg, Nestor-Istoria Publ., pp. 371–385. (In Russian).

Motovilov O. V. (2018) The phenomenon of crowdfunding: a study of the features. St Petersburg University Journal of Economic Studies, no. 2, pp. 298–316. (In Russian)

Moyers B. (1989) Image and Reality in America: Consuming Images. The Public Mind, Public Broadcasting System. Available at: https://billmoyers.com/content/consuming-images/ (accessed: 10.12.2019).

Payne A. F., Storbacka K., Frow P. (2008) Managing the co-creation of value. Journal of the Academy of Marketing Science, no. 36, iss. 1, pp. 83–96.

Perrin R. (2012) Real World Project Management: Beyond conventional wisdom, best practice, and project methologies. Canada, John Wiley and Sons. 345 p.

Platonov V. V., Ovsyanko K. A., Airapetova A. G., Dyukov I. I. (2012) Strategic Assessment of the Activity of Innovatively Active Enterprises. St. Petersburg, St. Petersburg State University of Economics Press. 209 p. (In Russian)

Prahalad C., Ramaswamy V. (2004) Co-creating unique value with customers. Strategy & Leadership, no. 3, pp. 3–12.

Reichheld F., Sasser W. (1990) Zero defections comes to service. Harvard Business Review, no. 5, pp. 105–111.

Richter K. K., Pakhomova N. V. (2018) Digital economy as an innovation of the 21st century: challenges and opportunities for sustainable Development. Problemy sovremennoi ekonomiki, no. 2, iss. 66, pp. 22–31. (In Russian)

Song J. H., Adams C. R. (1993) Differentiation Through Customer Involvement in Production or Delivery. Journal of Consumer Marketing, no. 10, iss. 2, pp. 4–12.

Trefilova I. N. (2015) Business models of open innovation. Innovatsionnaia nauka, no. 12, part 1, pp. 288– 291. (In Russian)

Trefilova I. N. (2017a) Marketing models of innovation support: monograph. St. Petersburg, IPC OOO Politekhnika-print Publ. 36 p. (In Russian).

Trefilova I. N. (2017b) Tools for strategic management of the integration of network partners and customers in the innovation process. Corporate governance and innovative development of the economy of the North. Vestnik nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniia i venchurnogo investirovaniia Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2, pp. 92–102. (In Russian)

Trefilova I. N., Yuldasheva O. U., Pogrebova O. A. (2017) Methodology of developing customer-oriented innovative business models. Konkurentosposobnost’ v global’nom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii, no. 8, part 4, pp. 145–149. (In Russian)

Trefilova, I. N., Kassura E. V. (2016) Co-creation value as a new trend in innovative marketing. Modern science. no. 11 (November), pp. 38–40.

Valdaytsev S. V. (2011a) Socio-economic substantiation of projects of innovation centers. Innovatsii, no. 9, iss. 155, pp. 122–127. (In Russian)

Valdaytsev S. V. (2011b) “Open” model for financing innovative startups. Innovatsii, no. 11, iss. 157, pp. 47– 52. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

17.04.2020

Как цитировать

Молчанов, Н., & Рыбакова, Ю. (2020). Клиентоориентированные инновации: анализ практики использования (на примере компаний Северо-Западного региона России). Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 36(1), 77–94. https://doi.org/10.21638/spbu05.2020.104

Выпуск

Раздел

Инновации и цифровая экономика