О методике анализа ценовых флуктуаций на арт-рынке

Авторы

  • Валерия Андреевна Колычева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0619-4523

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2018.406

Аннотация

Статья посвящена анализу ценовых флуктуаций на одном из самых (если не самом)сложно описываемых рынков современности, а именно на артрынке. Сделано это на примере торгов с произведениями искусства трех специально отобранных мастеров — Камиля Писсарро, Поля Сезанна и Рене Магритта. Во-первых, исследование носит характер монографического по отношению к рынкам художников, выявляя: (1) особенности вариации продаж их произведений; (2) факторы, влияющие на средние цены и оборот памятников мастеров; (3) закономерности изменения во времени потребительского спроса на их творческое наследие. Во-вторых, исходя из логики соединения в рамках одной работы монографических данных о совершенно различных (по периоду жизни, принадлежности к стилевому направлению, технике живописи и т. д.) авторах, проводится сравнительный анализ процессов и явлений, типичных для феномена купли-продажи их произведений. Для этого используются приемы и методы вариационного, корреляционного, факторного и динамического видов анализа. Исследование завершается попыткой прогноза ожидаемых тенденций на рынках трех мастеров, которые, в свою очередь, не могут не оказать воздействия на всю совокупность торговых операций с искусством, иными словами, на художественный рынок в целом. Своим итогом работа имеет одновременно теоретические и сугубо прикладные результаты. Одни из них заполняют копилку новой отраслевой статистической дисциплины, название которой логически оформляется в термин «арт-статистика», вводящийся в научный оборот настоящей статьей; другие — могут быть применены коллекционерами и инвесторами для принятия бизнес-решений. Ключевые слова: методика анализа, рынки художников, ценовые флуктуации, вариационный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, динамический анализ, прогнозирование.

Ключевые слова:

методика анализа, рынки художников, ценовые флуктуации, вариационный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, динамический анализ, прогнозирование

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Автономов Ю. В. Взгляд на искусство через призму экономической теории. Спрос на рынке изобразительного искусства // Неприкосновенный запас. 2003. № 6 (32). С. 75–80.

Благосклонов А. М. Арт-бизнес в России — «кот в мешке» или идеальное вложение денег? // Единый художественный рейтинг. 2003. Вып. 7. URL: http://rating.artunion.ru/article16.htm (дата обращения: 02.05.2018).

Денисов Б. А. Несколько мыслей на тему «рынок и культура» // Российский экономический журнал. 1995. № 7. С. 109–111.

Денисов Б. А. К экономическим критериям ценности произведений изобразительного искусства // Российский экономический журнал. 1996. № 4. С. 105–109.

Долгин А. Б. Прагматика культуры. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002.

Колычева В. А. Экономико-статистический анализ особенностей функционирования рынка произведений искусства. Дис. … канд. экон. наук. СПб.: СПбГУ, 2013.

Колычева В. А. Арт-дилерство как социоэкономический феномен: зарубежный опыт // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 5. Экономика. 2014. № 4. С. 103–116.

Саркисянц А. Арт-рынок и его инвестиционный потенциал // Вопросы экономики. 2010. № 7. С. 65–78.


References in Latin Alphabet

Ashenfelter O. C., Graddy K. Sale Rates and Price Movements in Art Auctions // National Bureau of Economic Research Working Paper. January 2011. No. 16743. P. 1–13.

Ashenfelter O. How Auctions Work for Wine and Art // Journal of Economic Perspectives. 1989. Vol. 3. No. 3. P. 23–36.

Ashenfelter O., Graddy K. Anatomy of the Rise and Fall of a Price-Fixing Conspiracy: Auctions at Sotheby’s and Christie’s // National Bureau of Economic Research Working Paper. September 2004. No. 10795. P. 1–26.

Ashenfelter O., Graddy K. Art Auctions: A Survey of Empirical Studies // National Bureau of Economic Research Working Paper. June 2002. No. 8997. P. 1–43.

Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma. New York: The Twentieth Century Fund, 1966.

Baumol W.J. Unnatural Value: Or Art Investment as Floating Grap Game // American Economic Review. 1986. Vol. 76. No. 2. P. 10–14.

Chanel O., Gérard-Varet L.-A., Ginsburgh V. The Relevance of Hedonic Price Indices. The Case of Paintings // Journal of Cultural Economics. 1996. Vol. 20. No. 1. P. 1–24.

Cheema A., Popkowski Leszczyc P. T. L., Bagchi R., Bagozzi R. P., Cox J. C., Dholakia U. M., Greenleaf E. A., Pazgal A., Rothkopf M. H., Shen M., Sunder S., Zeithammer R. Economics, Psychology and Social Dynamics of Consumer Bidding in Auctions // Marketing Letters. 2005. Vol. 16. No. 3. P. 401–413.

Cosmopolitan Canvases. The Globalization of Markets for Contemporary Art / Ed. by O. Veldhuis, S.B. Curioni. Oxford University Press, 2015.

De la Barre M., Docclo S., Ginsburgh V. Returns of Impressionist, Modern and Contemporary European Paintings 1962–1991 // Annales d’Économie et de Statistique. 1994. No. 35. P. 143–181.

Ekelund Jr. R. B., Ressler R. W., Watson J. K. The “Death-Effect” in Art Prices: A Demand-Side Exploration // Journal of Cultural Economics. 2000. Vol. 24. No. 4. P. 283–300.

Galenson D. W. Do the Young British Artists Rule (Or: Has London Stolen the Idea of Postmodern Art from New York?): Evidence from the Auction Market // National Bureau of Economic Research Working Paper. 2005. No. 11715. P. 1–17.

Ginsburg V., Jeanfils P. Long-Term Comovements in International Market for Paintings // European Economic Review. 1995. Vol. 39. No. 3–4. P. 538–548.

Ginsburg V., Weyers S. Creativity and Life Cycles of Artists // Journal of Cultural Economics. 2006. Vol. 30. No. 2. P. 91–107.

Guerzoni G. Reflections on Historical Series of Art Prices: Reitlinger’s Data Revisited // Journal of Cultural Economics. 1995. Vol. 19. No. 3. P. 251–260.

Holub H. W., Hutter M., Tappeiner G. Light and Shadow in Price Computation // Journal of Cultural Economics. 1993. Vol. 17. No. 1. P. 49–69.

Locatelli Biey M., Zanola R. Investment in Painting: A Short-Run Price Index // Journal of Economics Perspectives. 1999. Vol. 23. No. 3. P. 211–222.

Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review. 2002. Vol. 92. No. 5. P. 1656–1668.

Perloff H. S. Using the Arts to Improve Life in the City // Journal of Cultural Economics. 1979. Vol. 3. No. 2. P. 1–20.

Pesando J. E., Shum P. M. The Returns to Picasso’s Prints and to Traditional Financial Assets, 1977 to 1996 // Journal of Cultural Economics. 1999. Vol. 23. No. 3. P. 183–192.

Pesando J. E., Shum P. M. The Law of One Price, Noise and “Irrational Exuberance”: The Auction Market for Picasso Prints // Journal of Cultural Economics. 2007. Vol. 31. No. 4. P. 263–277.

Rubinstein A., Baumol W., Baumol H. On the Economics of the Performing Arts in the Soviet Union and the USA: a Comparison of Data // Journal of Cultural Economics. 1992. Vol. 16. No. 2. P. 1–23 (a).

Rubinstein A., Baumol W., Baumol H. On the Economics of the Performing Arts in the USSR and the USA: A Preliminary Comparison of the Data // Towse R., Khakee A. (Eds.) Cultural Economics. Springer, Berlin; Heidelberg, 1992 (b).

Rubinstein A. Y. Issues of Price and Subsidy in the Arts in The USSR // Journal of Cultural Economics. 1987. Vol. 11. No. 2. P. 65–83.

Schneider F., Pommerehne W. W. Analyzing the Market of Works of Contemporary Fine Arts: An Exploratory Study // Journal of Cultural Economics. 1983. Vol. 7. No. 2. P. 41–67.

Scitovsky T. Culture is a Good Thing: A Welfare-Economic Judgment // Journal of Cultural Economics. 1989. Vol. 13. No. 1. P. 1–16.

Scitovsky T. What’s Wrong with the Arts is What’s Wrong with Society // American Economic Review. 1972. Vol. LXII. No. 2. P. 62–69.

Singer L. P. Phenomenology and Economics of Art Markets: An Art Historical Perspective // Journal of Cultural Economics. 1988. Vol. 12. No. 1. P. 27–40.


Translation of references in Russian into English

Ashenfelter O. C., Graddy K. Sale Rates and Price Movements in Art Auctions. National Bureau of Economic Research Working Paper, 2011, no. 16743, pp. 1–13.

Ashenfelter O. How Auctions Work for Wine and Art. Journal of Economic Perspectives, 1989, vol. 3, no. 3, pp. 23–36.

Ashenfelter O., Graddy K. Anatomy of the Rise and Fall of a Price-Fixing Conspiracy: Auctions at Sotheby’s and Christie’s. National Bureau of Economic Research Working Paper, 2004, no. 10795, pp. 1–26.

Ashenfelter O., Graddy K. Art Auctions: A Survey of Empirical Studies. National Bureau of Economic Research Working Paper, 2002, no. 8997, pp. 1–43.

Avtonomov Iu. V. Vzgliad na iskusstvo cherez prizmu ekonomicheskoi teorii. Spros na rynke izobrazitel’nogo iskusstva [A view of an art through a prism of the economic theory. Demand in the market of the fine arts]. Neprikosnovennyi zapas [Еmergency reserve], 2003, no. 6 (32), pp. 75–80. (In Russian)

Baumol W., Bowen W. Performing Arts: The Economic Dilemma. New York: The Twentieth Century Fund, 1966.

Baumol W.J. Unnatural Value: Or Art Investment as Floating Grap Game. American Economic Review, 1986, vol. 76, no. 2, pp. 10–14.

Blagosklonov A. M. Art-biznes v Rossii — «kot v meshke» ili ideal’noe vlozhenie deneg? [Art-business in Russia — “the cat in the bag” or the perfect investment?] Edinyi khudozhestvennyi reiting [Uniform art rating], 2003, vol. 7. Available at: http://rating.artunion.ru/article16.htm (accessed: 02.05.2018). (In Russian)

Chanel O., Gerard-Varet L.-A., Ginsburgh V. The Relevance of Hedonic Price Indices. The Case of Paintings. Journal of Cultural Economics, 1996, vol. 20, no. 1, pp. 1–24.

Cheema A., Popkowski Leszczyc P. T. L., Bagchi R., Bagozzi R. P., Cox J. C., Dholakia U. M., Greenleaf E. A., Pazgal A., Rothkopf M. H., Shen M., Sunder S., Zeithammer R. Economics, Psychology and Social Dynamics of Consumer Bidding in Auctions. Marketing Letters, 2005, vol. 16, no. 3, pp. 401–413.

Christie’s. Available at: http://www.christies.com/ (accessed: 01.05.2018).

Cosmopolitan Canvases. The Globalization of Markets for Contemporary Art. Eds O. Veldhuis, S. B. Curioni. Oxford University Press, 2015.

De la Barre M., Docclo S., Ginsburgh V. Returns of Impressionist, Modern and Contemporary European Paintings 1962–1991. Annales d’Economie et de Statistique, 1994, no. 35, pp. 143–181.

Denisov B. A. K ekonomicheskim kriteriiam tsennosti proizvedenii izobrazitel’nogo iskusstva [An economic criteria of the value of the art works]. Russian economic journal, 1996, no. 4, pp. 105–109. (In Russian)

Denisov B. A. Neskol’ko myslei na temu «rynok i kul’tura» [Several thoughts on the theme ‘’market and culture’’]. Russian economic journal, 1995, no. 7, pp. 109–111. (In Russian)

Dolgin A. B. Pragmatika kul’tury [Pragmatics of culture]. Moscow, Fund for scientific research “Pragmatics of culture’’, 2002. (In Russian)

Ekelund Jr. R. B., Ressler R. W., Watson J. K. The “Death-Effect” in Art Prices: A Demand-Side Exploration. Journal of Cultural Economics, 2000, vol. 24, no. 4, pp. 283–300.

Galenson D. W. Do the Young British Artists Rule (Or: Has London Stolen the Idea of Postmodern Art from New York?): Evidence from the Auction Market. National Bureau of Economic Research Working Paper, 2005, no. 11715, pp. 1–17.

Ginsburg V., Jeanfils P. Long-Term Comovements in International Market for Paintings. European Economic Review, 1995, vol. 39, no. 3–4, pp. 538–548.

Ginsburg V., Weyers S. Creativity and Life Cycles of Artists. Journal of Cultural Economics, 2006, vol. 30, no. 2, pp. 91–107.

Guerzoni G. Reflections on Historical Series of Art Prices: Reitlinger’s Data Revisited. Journal of Cultural Economics, 1995, vol. 19, no. 3, pp. 251–260.

Holub H. W., Hutter M., Tappeiner G. Light and Shadow in Price Computation. Journal of Cultural Economics, 1993, vol. 17, vol. 1, pp. 49–69.

Kolycheva V. A. Art-dilerstvo kak sotsioekonomicheskii fenomen: zarubezhnyi opyt. [Art dealing as the socioeconomic phenomenon: foreign experience]. St Petersburg University Journal of Economic Studies, 2014, no. 4, pp. 103–116. (In Russian)

Kolycheva V. A. Ekonomiko-statisticheskii analiz osobennostei funktsionirovaniia rynka proizvedenii iskusstva. Authoref. diss. cand. [Economic and statistical analysis of the features of the art market functioning. Thesis of PhD]. Saint Petersburg, Saint Petersburg State University, 2013. (In Russian)

Locatelli Biey M., Zanola R. Investment in Painting: A Short-Run Price Index. Journal of Economics Perspectives, 1999, vol. 23, no. 3, pp. 211–222.

Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces. American Economic Review, 2002, vol. 92, no. 5, pp. 1656–1668.

Perloff H. S. Using the Arts to Improve Life in the City. Journal of Cultural Economics, 1979, vol. 3, no. 2, pp. 1–20.

Pesando J. E., Shum P. M. The Returns to Picasso’s Prints and to Traditional Financial Assets, 1977 to 1996. Journal of Cultural Economics, 1999, vol. 23, no. 3, pp. 183–192.

Pesando J. E., Shum P. M. The Law of One Price, Noise and “Irrational Exuberance”: The Auction Market for Picasso Prints. Journal of Cultural Economics, 2007, vol. 31, no. 4, pp. 263–277.

Rubinstein A., Baumol W., Baumol H. On the Economics of the Performing Arts in the Soviet Union and the USA: a Comparison of Data. Journal of Cultural Economics, 1992, vol. 16, no. 2, pp. 1–23 (a).

Rubinstein A., Baumol W., Baumol H. On the Economics of the Performing Arts in the USSR and the USA: A Preliminary Comparison of the Data. Eds Towse R., Khakee A. Cultural Economics. Springer, Berlin, Heidelberg, 1992 (b).

Rubinstein A. Y. Issues of Price and Subsidy in the Arts in The USSR. Journal of Cultural Economics, 1987, vol. 11, no. 2, pp. 65–83.

Sarkisiants A. Art-rynok i ego investitsionnyi potentsial [Art market and its investment potential]. Voprosy ekonomiki [Questions of economy], 2010, no. 7, pp. 65–78. (In Russian)

Schneider F., Pommerehne W. W. Analyzing the Market of Works of Contemporary Fine Arts: An Exploratory Study. Journal of Cultural Economics, 1983, vol. 7, no. 2, pp. 41–67.

Scitovsky T. Culture is a Good Thing: A Welfare-Economic Judgment. Journal of Cultural Economics, 1989, vol. 13, no. 1, pp. 1–16.

Scitovsky T. What’s Wrong with the Arts is What’s Wrong with Society. American Economic Review, 1972, vol. LXII, no. 2, pp. 62–69.

Singer L. P. Phenomenology and Economics of Art Markets: An Art Historical Perspective. Journal of Cultural Economics, 1988, vol. 12, no. 1, pp. 27–40.

Sotheby’s. Available at: http://www.sothebys.com/ (accessed: 01.05.2018).

Загрузки

Опубликован

11.02.2019

Как цитировать

Колычева, В. А. (2019). О методике анализа ценовых флуктуаций на арт-рынке. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 34(4), 591–618. https://doi.org/10.21638/spbu05.2018.406

Выпуск

Раздел

Корпоративные финансы, инвестиции и учет