Продуктовая стратегия компании-производителя программного обеспечения при наличии внешнего сетевого эффекта и компьютерного пиратства

Авторы

  • Андрей Анатольевич Салтан Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-7921-986X

Аннотация

В статье представлена модель, в динамике описывающая процесс взаимодействия между компанией-производителем программного продукта (ПП) и пользователей на рынке в случае наличия сетевого эффекта и компьютерного пиратства. Предложенная модель используется для анализа и формирования оптимальной стратегии компании-производителя в отношении политики выпуска бесплатных ознакомительных версий ПП. Выпуск на рынок бесплатной ознакомительной версии ПП может оказаться эффективным инструментом повышения его распространения, борьбы с пиратством и повышения выручки от продажи коммерческих версий ПП. Как правило, потенциальные пользователи могут оценить полезность применения ПП лишь после его использования в течение некоторого промежутка времени. И зачастую потребители принимают решение об использовании пиратской версии из-за желания безвозмездно попробовать тот или иной ПП. Кроме того, следует отметить, что из-за наличия сетевого эффекта общая ценность программного продукта для пользователя зависит от общего числа пользователей данного ПП. В этой ситуации компании-производителю ПП может быть выгодно выпустить на рынок помимо коммерческой версии еще и бесплатную ознакомительную его версию. Анализ модели позволяет сделать однозначный вывод о том, что на ранней стадии распространения ПП наличие бесплатных версий может снизить спрос на его коммерческие версии, но это приведет к увеличению общего числа пользователей ПП и в конечном итоге к увеличению спроса и выручки. Более того, ознакомительные версии являются инструментом снижения уровня пиратства.

Ключевые слова:

рынок программного обеспечения, компьютерное пиратство, сетевой эффект, моделирование поведения пользователей

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Андрей Анатольевич Салтан, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

ассистент, соискатель

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Салтан А. А. Моделирование рынка программного обеспечения при наличии внешнего сетевого эффекта и компьютерного пиратства // Прикладная информатика. 2012. № 2. C. 9–17.


References in Latin Alphabet

BSA Global Software Piracy Study. 2011 г. URL: http://portal.bsa.org/globalpiracy2011/downloads/study_pdf/2011_BSA_Piracy_Study-Standard.pdf (дата обращения: 11.03.2013).

Chellappa R. K., Shivendu S. Managing Piracy: Pricing and Sampling Strategies for Digital Experience Goods in Vertically Segmented Markets // Information Systems Research. 2005. N 16. P. 400–417.

Cheng H. K., Sims R. R., Teegen H. To Purchase or to Pirate Soft ware: an Empirical Study // Journal of Management Information Systems. 1997. N 13. P. 49–60.

Cheng H. K., Tang Q. C. Free Trial or No Free Trial: Optimal Software Product Design with Network Effects (2007). European Journal of Operational Research, Forthcoming. URL: http://ssrn.com/abstract=1082120 (дата обращения: 11.03.2013).

Conner K. Obtaining Strategic Advantage from Being Imitated: when can Encouraging “Clones” Pay // Management Science. 1995. N 41(2). P. 209–225.

Conner K., Rumelt R. P. Software Piracy: An Analysis of Protection Strategies // Management Science. 1991. N 37. P. 125–139.

Erdem T., Keane M. P. Decision-Making under Uncertainty: Capturing Dynamic Choice Processes in Turbulent Consumer Goods Markets // Marketing Science. 1996. N 15 (1). P. 1–20.

Gonul F., Srinivasan K. Estimating the Impact of Coupon Expectations on Purchase Behavior: A Dynamic Structural Model // Marketing Science. 1996. N 15(3). P. 262–79.

Heiman A., McWilliams B., Shen Z., Zilberman D. Learning and Forgetting: Modeling Optimal Product Sampling over Time // Management Science. 2001. N 47. P. 532–546.

Heiman A., Muller E. Using Demonstration to Increase New Product Acceptance: Controlling Demonstration time // Journal of Market Research. 1996. N 33(4). P. 422–430.

Jain D., Mahajan V., Muller E. An Approach for Determining Optimal Product Sampling for Diffusion of a New Product // Journal of Product Innovation Management. 1995. N 12. P. 124–135.

Katz M. L., Shapiro C. Network Externalities, Competition and Compatibility // American Economic Review. 1985. N 75. P. 424–440.


Translation of references in Russian into English

Загрузки

Опубликован

28.06.2013

Как цитировать

Салтан, А. А. (2013). Продуктовая стратегия компании-производителя программного обеспечения при наличии внешнего сетевого эффекта и компьютерного пиратства. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (2), 146–154. извлечено от https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/2203

Выпуск

Раздел

Теория и практика управления