Сфера культуры как объект изучения экономической науки

Авторы

  • Геннадий Григорьевич Богомазов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-3589-2857
  • Дарья Андреевна Давыдова Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2017.304

Аннотация

Статья посвящена анализу истории и развития относительно нового направления экономических исследований — экономики культуры в целом и рынка предметов художественного творчества в частности. Значительное внимание уделено раскрытию характерных черт рыночных отношений в сфере культуры, прежде всего исследуется специфика произведений художественного творчества как товаров, природа их потребительной стоимости и цены. Авторы показывают, что продукты сферы культуры имеют особую общественную значимость, выполняют важную социальную функцию, и в силу этого возникает противоречие между экономической и социальной природой благ культурного назначения. Разрешение этого противоречия является одной из задач государственной политики в области культуры в связи с тем, что процесс коммодификации, который усиливается по мере проникновения товарных отношений в сферу культуры, не должен достигнуть абсолютного характера. Библиогр. 40 назв.

Ключевые слова:

экономика культуры, рынок продуктов культуры, благо культуры как товар, потребительная стоимость продуктов культуры, факторы ценообразования продуктов культуры

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // Thesis, 1994. Вып. 5. C. 26–38.

Американская философия искусства: основные концепции второй половины ХХ века. Антология. Екатеринбург. 1997. 386 с.

Березина А. О программе «Прагматика культуры». URL: arrtprogmatika.ru/?uid=636 (дата обращения: 12.01.2016).

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007. 335 с.

Бурдье П. Производство веры. Вклад в экономику символических благ // Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алтейя, 2005. С. 12–21.

Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 286 с.

Галерея Гридчинхолл. Интересные цифры. URL: http://www.artguide.com/news/3551 (дата обращения: 23.01.2016).

Голдинг П., Мэрдок Г. Культура, коммуникации и политическая экономия. Что есть критическая политическая экономия // Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования. М.: Аванти-П6 плюс, 2004. С. 122–138.

Димаджио П. Культура и хозяйство // Экономическая социология (электронный журнал) / пер. с англ. 2004. Т. 5. № 3. С. 52–64.

Долгин А. Б. Экономика символического обмена. 2-е изд. М., 2007. 638 с.

Коуз Р. Природа фирмы // Теория фирмы: сб. ст. / сост. В. М. Гальперин. СПб.: Экономическая школа, 1995. С. 11–32.

Линдстром М. Buyology. Увлекательное путешествие в мозг современного потребителя. М.: ЭКСМО, 2011. 216 с.

Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / пер. с англ. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. 188 с.

Плеханов Г. В. Письма без адреса. Письмо первое // Плеханов Г. В. Литература и эстетика. Т. 1. М.: Худож. лит-ра, 1958. С. 3–16.

Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М.: Наука, 2003.

Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Вехи экономической мысли. Т. 1, СПб.: Экономическая школа, 2000. С. 17–29.

Суворов Н. Галерейное дело. Искусство в пространстве галереи. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 199 с.

Традиции и современность. Арт обзор. URL: http://artandyou.ru (дата обращения: 17.11.2015).

Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, отношенческая контрактация. Л.: SEV Press, 1996. 287 с.

Хезмондалш Д. Культурные индустрии. М.: Изд. дом ВШЭ, 2014. 454 с.

Хейлбрун Д. Болезнь издержек Баумоля // Экономика современной культуры и творчества: сб. ст. М., 2006. С. 16–28.

Шторх Г. Курс политической экономии или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие. Т. 1. СПб., 1881. С. 12–32.


References in Latin Alphabet

Bаwmol W. J., Bowen W. G. Performing Arts: The Economic Dilemma. New York: The Тwentieth Centure Fund, 1966. 334 р.

Becker H. C. Art Worlds. Berkeley. CA: University of California Press, 1982. 196 р.

Benhamou F. L economie de la culture. Paris: Decouvert & Syros, 2000. 342 р.

Baker E. C. Media, Markets and Democracy. Сambridge: Сambridge University Press, 2002. 324 р.

Commons D. R. Institution Economics: Its Place in Political Economy. Madison: University of Wisconsin Press, 1934. 294 р.

Culture Works / ed. by Maxwell R. Minneapolis, MN: University of Minnesota Press, 2001. 512 p.

Cultural Economics: The Arts, the Heritage and the Media Industries / ed. by R. A. Towse. Cheltenham: Edward Elgar, 1997. 374 p.

Florida R. The Rise of the Creative Class. New York: Basic Books, 2002. 326 p.

Froww J. Time and Commodity Culture. Oxford: Oxford University Press, 1997. 317 p.

Garnham N. Emansipation, the Media and Modernity. Oxford: Oxford University Press, 2000. 284 p.

Garnham N. Afterward: The Cultural Commodity and Cultural Policy // The UK Cultural Sector / ed. by S. Selwood. London: Policy Studies Institute, 2001. P. 445–458.

Heilbrun J. Economics of art and culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 356 p.

Lazear E. Culture and language // Journal of Political Economy. 1999, N 107 (6). Р. 95–126.

Mitchell W. K. Types of economic theory. From mercantilism to institutionalism. New York, 1949. Vol. 1–2. 296 p.

Mosco V. The political Economy of Communication. London: Sage, 1995. 276 p.

Тhrosby D. The production and Consumption of the Arts: A View of Cultural Economics. // Journal of Economic Literature. 1994. Vol. XXX11. Р. 1–29.

Veits M. The role of theory in aesthetics // The journal of Aesthetic and Criticism. 1956. Vol. 1. P. 16–28.

Williams R. Culture. London: Fontana, 1981. 248 p.


Translation of references in Russian into English

Akerlof Dzh. Rynok “limonov”: neopredelennost' kachestva i rynochnyi mekhanizm [The market for “Lemons”: Quality Uncertainty and the Market Mechanism]. Thesis, 1994, vyp. 5, pp. 26–38. (In Russian)

Amerikanskaia filosofiia iskusstva: osnovnye kontseptsii vtoroi poloviny KhKh veka. Antologiia [American philosophy of art: the main concepts of the second half of KhKh century. Anthology]. Ekaterinburg, 1997. 386 p. (In Russian)

Baker E. C. Media, Markets and Democracy. Сambridge, Сambridge University Press, 2002. 324 р.

Becker H. C. Art Worlds. Berkeley. CA, University of California Press, 1982. 196 р.

Benhamou F. L economie de la culture. Paris, Decouvert & Syros, 2000. 342 р.

Berezina A. O programme “Pragmatika kul'tury” [About the progamme “Pragmatika of Culture”]. Available at: arrtprogmatika.ru/?uid=636 (accessed: 12.01.2016). (In Russian)

Baudrillard J. K kritike politicheskoi ekonomii znaka [To criticism of the political economy of sign]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2007. 335 p. (In Russian)

Burd'e P. [The production of belief: contribution to an economy of symbolic goods]. Sotsial'noe prostranstvo: polia i praktiki [Social space: fields and practices]. St. Petersburg, Alteiia Publ., 2005, pp. 12–21. (In Russian)

Bаwmol W. J., Bowen W. G. Performing Arts: The Economic Dilemma. New York, The Тwentieth Centure Fund, 1966. 334 р.

Commons D. R. Institution Economics: Its Place in Political Economy. Madison, University of Wisconsin Press, 1934. 294 р.

Cultural Economics: The Arts, the Heritage and the Media Industries. Ed. by R. A. Towse. Cheltenham, Edward Elgar, 1997. 374 p.

Culture Works. Ed. by R. Maxwell. Minneapolis, MN, University of Minnesota Press, 2001. 512 p.

Dimadzhio P. Kul'tura i khoziaistvo [Culture and Economy]. Transl. from English. Ekonomicheskaia sotsiologiia (elektronnyi zhurnal) [Economic sociology (electronic journal)], 2004, vol. 5, no. 3, pp. 52–64. (In Russian)

Dolgin A. B. Ekonomika simvolicheskogo obmena [The economy of symbolic exchange]. 2nd ed. Moscow, 2007. 638 p. (In Russian)

Florida R. The Rise of the Creative Class. New York, Basic Books, 2002. 326 p.

Froww J. Time and Commodity Culture. Oxford, Oxford University Press, 1997. 317 p.

Galereia Gridchinkholl. Interesnye tsifry [Gallery Gridchinhall. Interesting figures]. Available at: http://www.artguide.com/news/3551 (accessed: 23.01.2016). (In Russian)

Garnham N. Afterward: The Cultural Commodity and Cultural Policy. The UK Cultural Sector. Ed. by S. Selwood. London, Policy Studies Institute, 2001, pp. 445–458.

Garnham N. Emansipation, the Media and Modernity. Oxford, Oxford University Press, 2000. 284 p.

Golding P., Merdok G. [Culture, Communications and Political Economy]. Nazarov M. M. Massovaia kommunikatsiia i obshchestvo: vvedenie v teoriiu issledovaniia [Mass communication and society: an introduction to the theory of research]. Moscow, Avanti-P6 plius Publ., 2004, pp. 122–138. (In Russian)

Heilbrun J. Economics of art and culture. Cambridge, Cambridge University Press, 1996. 356 p.

Kheilbrun D. [Baumol’s cost disease]. Ekonomika sovremennoi kul'tury i tvorchestva: sb. st. [Economics of modern culture and creativity]. Moscow, 2006, pp. 16–28. (In Russian)

Khezmondalsh D. Kul'turnye industrii [Cultural industries]. Moscow, Publ. VShE, 2014. 454 p. (In Russian)

Kouz R. [The Nature of the firm]. Teoriia firmy: sb. st. [Theory of the firm]. Comp. V. M. Halperin. St. Petersburg, Ekonomicheskaia shkola Publ., 1995, pp. 11–32. (In Russian)

Lazear E. Culture and language. Journal of Political Economy, 1999, no. 107 (6), pp. 95–126.

Lindstrom M. Buyology. Uvlekatel'noe puteshestvie v mozg sovremennogo potrebitelia [Buyology: Truth and Lies About Why We Buy]. Moscow, EKSMO Publ., 2011. 216 p. (In Russian)

Mitchell W. K. Types of economic theory. From mercantilism to institutionalism. New York, 1949, vol. 1–2. 296 p.

Mosco V. The political Economy of Communication. London, Sage, 1995. 276 p.

Nort D. Instituty, institutsional'nye izmeneniia i funktsionirovanie ekonomiki [Institutions, Institutional Change and Economic Performance]. Transl. from English. Moscow, Fond ekonomicheskoi knigi “Nachala”, 1997. 188 p. (In Russian)

Plekhanov G. V. [Letters without address. Letter the first]. Plekhanov G. V. Literatura i estetika [Literature and aesthetics]. Vol. 1. Moscow, Khudozh. literatura Publ., 1958, pp. 3–16. (In Russian)

Pososhkov I. T. Kniga o skudosti i bogatstve [The book about poverty and riches]. Moscow, Nauka Publ., 2003. (In Russian)

Shtorkh G. Kurs politicheskoi ekonomii ili izlozhenie nachal, obuslovlivaiushchikh narodnoe blagodenstvie [The course of political economy or the presentation of the principles that determine the people's well-being]. Vol. 1. SPb., 1881, pp. 12–32. (In Russian)

Skitovski T. [Consumer rationality and consumer sovereignty]. Vekhi ekonomicheskoi mysli [Milestones of economic thought]. Vol. 1. St. Petersburg, Ekonomicheskaia shkola Publ., 2000, pp. 17–29. (In Russian)

Suvorov N. Galereinoe delo. Iskusstvo v prostranstve galerei [Gallery art. Art in the space of the gallery]. St. Petersburg, St. Petersburg Univ. Press, 2006. 199 p. (In Russian)

Traditsii i sovremennost'. Art obzor [Traditions and contemporary. Art review]. Available at: http://artandyou.ru (accessed: 17.11. 2015). (In Russian)

Uil'iamson O. Ekonomicheskie instituty kapitalizma. Firmy, rynki, otnoshencheskaia kontraktatsiia [The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting]. Leningrad, SEV Press, 1996. 287 p. (In Russian)

Veblen T. Teoriia prazdnogo klassa [The Theory of the Leisure Class]. Moscow, 1984. 286 p. (In Russian)

Veits M. The role of theory in aesthetics. The journal of Aesthetic and Criticism, 1956, vol. 1, pp. 16–28.

Williams R. Culture. London, Fontana, 1981. 248 p.

Тhrosby D. The production and Consumption of the Arts: A View of Cultural Economics. Journal of Economic Literature, 1994, vol. XXX11, pp. 1–29.

Загрузки

Опубликован

29.09.2017

Как цитировать

Богомазов, Г. Г., & Давыдова, Д. А. (2017). Сфера культуры как объект изучения экономической науки. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 33(3), 415–432. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2017.304

Выпуск

Раздел

Экономика отраслевых рынков

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)