Феномен краудфандинга: исследование особенностей

Авторы

  • Олег Владимирович Мотовилов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-6346-5348

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.205

Аннотация

В настоящем исследовании рассматриваются ключевые вопросы, связанные с характеристикой краудфандинга: мировой опыт его становления и функционирования, российская практика деятельности краудфандинговых платформ, возможные риски при привлечении средств стартапами для реализации своих проектов методом краудфандинга. Краудфандинг определяется как способ привлечения средств для финансирования проектов частных лиц и организаций на безвозвратной, долговой либо акционерной основе в рамках неинвестиционной или инвестиционной модели от неограниченного круга частных лиц и организаций при посредстве специальных интернет-площадок. Отмечается, что если сначала его использовали в основном люди художественных профессий, занимающиеся творческой деятельностью, то постепенно круг пользователей расширился за счет начинающих свой бизнес инновационных предпринимателей. Для стартапов такая поддержка становится альтернативой грантам специальных фондов, а также бизнес-ангельскому и венчурному финансированию. Анализируются виды краудфандинга и особенности их применения на практике. Подчеркивается, что развитие его акционерной модели потребовало предварительной доработки законодательства, которая была осуществлена в ряде стран, при этом правила регулирования в них имеют свои особенности. Рассматривается деятельность специальных краудфандинговых платформ, в том числе крупнейших российских площадок (с позиций применяемых принципов сбора средств, размеров взимаемых комиссий, максимальной длительности сбора денег для проекта, некоторых специальных требований). Обращено внимание на проблемы и риски, с которыми сталкиваются участники процесса. Анализируется проект закона о краудфандинге, обращается внимание на спорность некоторых объектов его регулирования.

Ключевые слова:

краудфандинг, проекты, стартап, спонсоры, инвесторы, платформы, инновации, краудинвестинг, ICO, токен

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Олег Владимирович Мотовилов, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

доктор экономических наук, профессор

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Веселовский Я. М. Краудфандинг в России: состояние и возможности стимулирования инновационных стартапов // Инновационное развитие экономики. 2016. № 2. С. 7–13.

Данилевский А. ICO vs краудфандинг: как «хайпы» превращаются в «антихайпы» // Forbes. 23.06.2017. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/346793-ico-vs-kraudfanding-kak-haypy-prevrashchayutsya-vantihaypy (дата обращения: 15.03.2018).

Кузнецов В. А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 65–73.

Смирнова Ю. В. Открытая модель продюсирования мобильных игр // Интернет-маркетинг. 2013. № 3. С. 160–166.

Щетинина Е. А. Акционерный краудфандинг как альтернативная модель финансирования бизнеса на раннем этапе развития и стартапов: международные подходы // Экономический вектор. 2016. № 1. С. 22–27.

Проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах» // Минфин России. Документы. 25.01.2018. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (дата обращения: 28.01.2018).

Проект Федерального закона «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» (подготовлен Минэкономразвития России) // Консультант Плюс. 26.01.2018. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/52392.html (дата обращения: 28.01.2018).

Управление инновациями и интеллектуальной собственностью фирмы / под ред. О. В. Мотовилова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 352 с.

Что такое ICO или краудфандинг 2.0 // Start up. Today. 26.09.2016. URL: http://startup.today/article-chtotakoe-ico-ili-kraudfanding-2-0 (дата обращения: 28.02.2018).


References in Latin Alphabet

Ahlers G., Cumming D., Gunther C., Schweizer D. Signaling in Equity Crowdfunding // Entrepreneurship Theory and Practice. 2015. Vol. 39, iss. 4. P. 955–980.

Assenova V., Best J., Cagney M., Ellenoff D., Karas K., Moon J., Neiss Sh., Suber R., Sorenson O. The Present and Future of Crowdfunding // California Management Review. 2016. Vol. 58, iss. 2. P. 125–135.

Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. Crowdfunding: Tapping the right crowd // Journal of Business Venturing. 2014. Vol. 29, iss. 5. P. 585–609.

Best J., Neiss Sh., Swart R., Lambkin A., Raymond S. Crowdfunding’s potential for the developing world (English) / World Bank Group. 2013. 103 p. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/409841468327411701/Crowdfundings-potential-for-the-developing-world (дата обращения: 01.12.2017).

Bi S., Liu Z. Y., Usman K. The influence of online information on investing decisions of reward-based crowdfunding // Journal of Business Research. 2017. Vol. 71. P. 10–18.

Brown T. E., Boon E., Pitt L. F. Seeking funding in order to sell: Crowdfunding as a marketing tool // Business Horizons. 2017. Vol. 60, iss. 2. P. 189–195.

Burtch G., Ghose A., Wattal S. Cultural differences and geography as determinants of online pro-social lending // MIS Quarterly. 2014. Vol. 38, iss. 3. P. 773–794.

Buttice V., Colombo M. G., Wright M. Serial Crowdfunding, Social Capital, and Project Success // Entrepreneurship Theory and Practice. 2017. Vol. 41, iss. 2. P. 183–207.

Chan R., Parhankangas A. Crowdfunding Innovative Ideas: How Incremental and Radical Innovativeness Influence Funding Outcomes // Entrepreneurship Theory and Practice. 2017. Vol. 41, iss. 2. P. 237–263.

Chto takoe ICO ili kraudfanding 2.0 [What is ICO or crowdfunding 2.0]. Start up. Today. 26.09.2016. Available at: http://startup.today/article-chto-takoe-ico-ili-kraudfanding-2-0 (accessed: 28.02.2018). (In Russian)

Dushnitsky G., Guerini M., Piva E., Rossi-Lamastra C. Crowdfunding in Europe: Determinants of Platform Creation across Countries // California Management Review. 2016. Vol. 58, iss. 2. P. 44–71.

Gabison G. Understanding crowdfunding and its Regulation. How can Crowdfunding help ICT Innovation? / European Commission Joint Research Centre — Institute for Prospective Technological Studies. 2015. 36 p. URL: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC92482/lbna26992enn.pdf (дата обращения: 01.09.2017).

Gobble M. A. M. Everyone is a venture capitalist: the new age of crowdfunding // Research technology management. 2012. Vol. 55, iss. 4. P. 4–7.

Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper No. 2013-15. 2015. November 2. URL: https://ssrn.com/abstract=2234765 (дата обращения: 15.08.2017).

Lawton K., Marom D. The Crowdfunding Revolution: Social Networking Meets Venture Financing. Ed. by K. Lawton. 2010. URL: http://bookre.org/reader?file=1449393&pg=7 (дата обращения: 01.09.2017).

Lee F., Olav S. Financing by and for the Masses: An Introduction to the Special Issue on Crowdfunding // California Management Review. 2016. Vol. 58, iss. 2. P. 5–19.

Lukkarinen A., Teich J., Wallenius H., Wallenius J. Success drivers of online equity crowdfunding campaigns // Decision Support Systems. 2016. Vol. 87. P. 26–38.

Maier E. Supply and demand on crowdlending platforms: connecting small and medium-sized enterprise borrowers and consumer investors // Journal of Retailing and Consumer Services. 2016. Vol. 33. P. 143–153.

Manning St., Bejarano Th. A. Convincing the crowd: Entrepreneurial storytelling in crowdfunding campaigns // Strategic Organization. 2017. Vol. 15, iss. 2. P. 194–219.

Mollick E., Robb A. Democratizing Innovation and Capital Access: The Role of Crowdfunding // California Management Review. 2016. Vol. 58, iss. 2. P. 72–87.

Stanko M., Henard H. Toward a better understanding of crowdfunding, openness and the consequences for innovation // Research Policy. 2017. Vol. 46, iss. 4. P. 784–798.

Stemler A. The JOBS Act and crowdfunding: Harnessing the power and money of the masses // Business Horizons. 2013. Vol. 56. P. 271–275.

Thuerridl C., Kamleitner B. What Goes Around Comes Around? Rewards as Strategic Assets in Crowdfunding // California Management Review. 2016. Vol. 58, iss. 2. P. 88–110.

Xu D., Ge M. Equity-Based Crowdfunding in China: Beginning with the First Crowdfunding Financing Case // Asian Journal of Law and Society. 2017. Vol. 4, iss. 1. P. 81–107.


Translation of references in Russian into English

Ahlers G., Cumming D., Gunther C., Schweizer D. Signaling in Equity Crowdfunding. Entrepreneurship Theory and Practice, 2015, vol. 39, iss. 4, pp. 955–980.

Assenova V., Best J., Cagney M., Ellenoff D., Karas K., Moon J., Neiss Sh., Suber R., Sorenson O. The Present and Future of Crowdfunding. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 2, pp. 125–135.

Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. Crowdfunding: Tapping the right crowd. Journal of Business Venturing, 2014, vol. 29, iss. 5, pp. 585–609.

Best J., Neiss Sh., Swart R., Lambkin A., Raymond S. Crowdfunding’s potential for the developing world (English) / World Bank Group. 2013. 103 p. Available at: http://documents.worldbank.org/curated/en/409841468327411701/Crowdfundings-potential-for-the-developing-world (accessed: 01.12.2017).

Bi S., Liu Z. Y., Usman K. The influence of online information on investing decisions of reward-based crowdfunding. Journal of Business Research, 2017, vol. 71, pp. 10–18.

Brown T. E., Boon E., Pitt L. F. Seeking funding in order to sell: Crowdfunding as a marketing tool. Business Horizons, 2017, vol. 60, iss. 2, pp. 189–195.

Burtch G., Ghose A., Wattal S. Cultural differences and geography as determinants of online pro-social lending. MIS Quarterly, 2014, vol. 38, iss. 3, pp. 773–794.

Buttice V., Colombo M. G., Wright M. Serial Crowdfunding, Social Capital, and Project Success. Entrepreneurship Theory and Practice, 2017, vol. 41, iss. 2, pp. 183–207.

Chan R., Parhankangas A. Crowdfunding Innovative Ideas: How Incremental and Radical Innovativeness Influence Funding Outcomes. Entrepreneurship Theory and Practice, 2017, vol. 41, iss. 2, pp. 237–263.

Danilevskii A. ICO vs kraudfanding: kak “khaipy” prevrashchaiutsia v “antikhaipy” [ICO vs crowdfunding: as “hyips” turn into “anti-hyips”], Forbes, 23.06.2017. Available at: http://www.forbes.ru/tehnologii/346793-ico-vs-kraudfanding-kak-haypy-prevrashchayutsya-v-antihaypy (accessed: 15.03.2018). (In Russian)

Dushnitsky G., Guerini M., Piva E., Rossi-Lamastra C. Crowdfunding in Europe: Determinants of Platform Creation across Countries. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 2, pp. 44–71.

Gabison G. Understanding Crowdfunding and its Regulation. How can Crowdfunding help ICT Innovation? European Commission Joint Research Centre — Institute for Prospective Technological Studies. 2015. 36 p. Available at: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC92482/lbna26992enn.pdf (accessed: 01.09.2017).

Gobble M. A. M. Everyone is a venture capitalist: the new age of crowdfunding. Research technology management, 2012, vol. 55, iss. 4, pp. 4–7.

Kuppuswamy V., Bayus B. L. Crowdfunding creative ideas: The dynamics of project backers in Kickstarter. UNC Kenan-Flagler Research Paper No. 2013–15. 2015. November 2. Available at: https://ssrn.com/abstract=2234765 (accessed: 15.08.2017).

Kuznetsov V. A. Kraudfanding: aktual’nye voprosy regulirovaniia [Crowdfunding current regulatory issues]. Den’gi i kredit [Russian Journal of Money and Finance], 2017, no. 1, pp. 65–73. (In Russian)

Lawton K., Marom D. The Crowdfunding Revolution: Social Networking Meets Venture Financing. Ed. by K. Lawton. 2010. Available at: http://bookre.org/reader?file=1449393&pg=7 (accessed: 01.09.2017).

Lee F., Olav S. Financing by and for the Masses: An Introduction to the Special Issue on Crowdfunding. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 2, pp. 5–19.

Lukkarinen A., Teich J., Wallenius H., Wallenius J. Success drivers of online equity crowdfunding campaigns. Decision Support Systems, 2016, vol. 87, pp. 26–38.

Maier E. Supply and demand on crowdlending platforms: connecting small and medium-sized enterprise borrowers and consumer investors. Journal of Retailing and Consumer Services, 2016, vol. 33, pp. 143–153.

Manning St., Bejarano Th. A. Convincing the crowd: Entrepreneurial storytelling in crowdfunding campaigns. Strategic Organization, 2017, vol. 15, iss. 2, pp. 194–219.

Mollick E., Robb A. Democratizing Innovation and Capital Access: The Role of Crowdfunding. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 2, pp. 72–87.

Proekt Federal’nogo zakona “O tsifrovykh finansovykh aktivakh” [Draft Federal Law “On Digital Financial Assets”]. Minfin Rossii. Dokumenty [Ministry of Finance of Russia. Documents]. Available at: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=121810 (accessed: 28.01.2018). (In Russian)

Proekt Federal’nogo zakona “Ob al’ternativnykh sposobakh privlecheniia investitsii (kraudfandinge)” (podgotovlen Minekonomrazvitiia Rossii) [Draft Federal Law “On alternative ways to attract investment (crowdfunding)” (prepared by the Ministry of Economic Development of Russia)]. Konsul’tant plius. 26.01.2018. Available at: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/52392.html (accessed: 28.01.2018). (In Russian)

Shchetinina E. A. Aktsionernyi kraudfanding kak al’ternativnaia model’ finansirovaniia biznesa na rannem etape razvitiia i startapov: mezhdunarodnye podkhody [Equity crowdfunding as an alternative financing model for early stage businesses and startups. International approaches]. Ekonomicheskii vector, 2016, no. 1, pp. 22–27. (In Russian)

Smirnova Iu. V. Otkrytaia model’ prodiusirovaniia mobil’nykh igr [Open model of producing mobile games]. Internet-marketing, 2013, no. 3, pp. 160–166. (In Russian)

Stanko M., Henard H. Toward a better understanding of crowdfunding, openness and the consequences for innovation. Research Policy, 2017, vol. 46, iss. 4, pp. 784–798.

Stemler A. The JOBS Act and crowdfunding: Harnessing the power and money of the masses. Business Horizons, 2013, vol. 56, pp. 271–275.

Thuerridl C., Kamleitner B. What Goes Around Comes Around? Rewards as Strategic Assets in Crowdfunding. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 2, pp. 88–110.

Upravlenie innovatsiiami i intellektual’noi sobstvennost’iu firmy [Management of innovations and intellectual property of the company]. Ed. by O. V. Motovilov. 2nd ed., rev. and exp. Moscow, Prospekt Publ., 2018. 352 p. (In Russian)

Veselovskii Ia. M. Kraudfanding v Rossii: sostoianie i vozmozhnosti stimulirovaniia innovatsionnykh startapov [Crowdfunding in Russia: state and possibilities of stimulation of innovative startups]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki [Innovative development of economy], 2016, no. 2, pp. 7–13. (In Russian)

Xu D., Ge M. Equity-Based Crowdfunding in China: Beginning with the First Crowdfunding Financing Case. Asian Journal of Law and Society, 2017, vol. 4, iss. 1, pp. 81–107.

Загрузки

Опубликован

29.06.2018

Как цитировать

Мотовилов, О. В. (2018). Феномен краудфандинга: исследование особенностей. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 34(2), 298–316. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2018.205

Выпуск

Раздел

Экономика фирмы, производственный менеджмент и управление цепочками поставок

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)