Оценка эффектов проектируемых институциональных изменений: пример реформы цифровой наружной рекламы

Авторы

  • Андрей Шаститко Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС
  • Антон Морозов Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС https://orcid.org/0000-0001-5402-8023
  • Анастасия Моросанова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;Центр исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС https://orcid.org/0000-0002-2418-6706

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.303

Аннотация

В период политической, экономической нестабильности и неопределенности меняются как цели экономического регулирования, так и методы принятия решений. На фоне изменений в государственной политике обостряется потребность в обеспечении национальной безопасности при сохраняющихся рисках принятия регуляторных решений, связанных с рентоориентированным поведением регулятора и отдельных участников рынка. В данной статье рассмотрен законопроект № 160605–8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рекламе”» в части регулирования отношений в сфере наружной рекламы с точки зрения как ожидаемых эффектов предлагаемых нововведений, так и соответствия этих норм критериям «перспективных траекторий» институциональных изменений. После резонансной дискуссии в СМИ рассматриваемый законопроект был отклонен Государственной думой во втором чтении, что подтверждает значимость публичных обсуждений законотворческой деятельности и необходимость проведения экономического анализа предлагаемых мер. Опираясь на методику оценки регулирующего воздействия, авторы статьи получили качественную и количественную оценку организационных и технических мер предлагаемого регулирования, а именно создание единого частного оператора цифровых рекламных конструкций. Предлагаются альтернативные институциональные решения, которые позволяют достичь провозглашаемой цели реформы с большей эффективностью: внедрение требований к виду деятельности (лицензирование, аккредитация, ведение реестра) или обеспечение реализации механизмов самоорганизации. Сделан вывод о том, что наделение функциями контроля одного из участников рынка создает риски, связанные с не урегулированным надлежащим образом конфликтом интересов, что может привести к монополизации сферы цифровых рекламных конструкций, бюджетным потерям.

Ключевые слова:

цифровые рекламные конструкции, рынок цифровой рекламы, институциональные реформы, оценка регулирующего воздействия, структурные альтернативы, эффективность регулирования

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Авдашева, С. Б., Корнеева, Д. В. и Орлова, Ю. А. (2019) ‘Единый оператор инфраструктуры 5G: действительно ли экономия инвестиций достижима?’, Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 6, с. 59–78.

Арзамасов, Ю. Г. (2019) ‘Оценка регулирующего воздействия и риски в праве: опыт России и континентальной Европы’, Право. Журнал Высшей школы экономики, S5, с. 4–31.

Баленко, Е. и Рычина, С. (2022) ‘Операторы наружной рекламы предложили альтернативы закону о едином операторе DOOH’, Sostav.ru, 28 июля. URL: https://www.sostav.ru/publication/operatorynaruzhnoj-reklamy-predlozhili-ne-prinimat-zakonoproekt-o-edinom-operatore-dooh-55708.html (дата обращения: 02.10.2022).

Белых, А. А. и Мау, В. А. (2020) ‘Экономические реформы в России: вопросы теории и практика XIX — начала XX в.’, Вопросы экономики, 1, с. 18–46.

Березкин, А. В. (2021) ‘Наружная реклама России в 2021 году: послекризисное восстановление’, Российский рекламный ежегодник, с. 257–270.

Волошинская, А. А. (2015) ‘Оценка регулирующего воздействия в России и в мире: одно сходство и семь различий’, Государственное управление. Электронный вестник, 49, с. 52–71.

Георгиевская, М. (2022) ‘Представители рынка наружной рекламы попросили власти не принимать закон о создании единого оператора DOOH’, Сетевое издание AdIndex.ru, 15 июля. URL: https://adindex.ru/news/ooh/2022/07/15/305361.phtml (дата обращения: 02.10.2022).

Глазьев, С. Ю. (1993) Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар.

Ениколопов, Р. C. (2020) ‘Доказательная экономика развития: Нобелевская премия по экономике 2019 года’, Вопросы экономики, 1, с. 5–17.

Козлов, В. Г. (2021) ‘Проблемы проведения оценки регулирующего воздействия: федеральный и региональный уровни’, Гуманитарные, социально экономические и общественные науки, 4, с. 105–107.

Мингалев, М. (2020) ‘Наружная реклама в Тюмени: сколько каких конструкций, кто сдает, а кто размещает свою рекламу? Обзор рынка’, Tyumen Times: новости Тюмени, 21 февраля. URL: https://tyumentimes.ru/2020/02/21/naruzhnaya-reklama-v-tyumeni-skolko-kakix-konstrukcij-kto-sdaet-akto razmeshhaet-svoyu-reklamu-obzor-rynka/ (дата обращения: 02.10.2022).

Олейник, О. М. (2012) ‘Лицензирование предпринимательской деятельности: проблемы теории и практики’, Право. Журнал Высшей школы экономики, 4, с. 51–63.

Полтерович, В. М. (1999) ‘Институциональные ловушки и экономические реформы’, Экономика и математические методы, 35 (2), с. 3–20.

Полтерович, В. М. (2014) ‘Почему реформы терпят неудачу’, Журнал Новой экономической ассоциации, 3, с. 169–173.

Полтерович, В. М. (2006) ‘Стратегии институциональных реформ: перспективные траектории’, Экономика и математические методы, 42 (1), с. 3–18.

Радченко, Т. А. и Паршина, Е. Н. (2014) ‘Оценка регулирующего воздействия в России: практика применения’, Экономическая политика, 3, с. 36–60.

Ржевский, Г. (2022) ‘В России появится единый оператор цифровой наружной рекламы’, Интернет-портал «Российской газеты», 8 июля. URL: https://rg.ru/2022/07/08/v-rossii-poiavitsia-edinyjoperator-cifrovoj-naruzhnoj-reklamy.html (дата обращения: 02.10.2022).

Сазонова, М. (2022) ‘Единый оператор на рынке цифровой рекламы — конец сервисам размещения объявлений?’, Гарант.ру, 19 августа. URL: https://www.garant.ru/article/1561108/ (дата обращения: 02.10.2022).

Тамбовцев, В. Л. (2005) ‘Роль рынка для институтов в институциональной эволюции’, Пространство экономики, 4, с. 28–36.

Шаститко, А. Е. (2010) Новая институциональная экономическая теория. 4-е изд. М.: ТЕИС.

Шаститко, А. Е. и Курдин, А. А. (2021) ‘Нужна и возможна ли реформа регулирования 2.0?’, Закон,5, с. 31–39.

Шаститко, А. Е. и Мелешкина, А. И. (2022) ‘Национализировать нельзя оставить’, Вопросы экономики, 4, с. 133–145.

Inc. Russia. (2022) ‘ФАС предложила не создавать единого оператора цифровой рекламы’, 20 августа. URL: https://incrussia.ru/news/edinyj-operator-cifrovoj-reklamy/ (дата обращения: 02.10.2022).

Bennear, L. S. and Wiener, J. B. (2021) ‘Institutional Roles and Goals for Retrospective Regulatory Analysis’, Journal of Benefit-Cost Analysis, 12 (3), pp. 466–493.

China Briefing. (2015) Regulating Advertisements in China. Available at: https://www.china-briefing.com/news/regulating-advertisements-china/ (accessed: 02.10.2022).

Dulebenets, M. A., Ozguven, E. E. and Moses, R. (2018) ‘The highway beautification act: towards improving efficiency of the federal outdoor advertising control program’, Transportation Research Part A: Policy and Practice, 110, pp. 88–106.

Dunlop, C. A., Maggetti, M., Radaelli, C. M. and Russel, D. (2012) ‘The many uses of regulatory impact assessment:A meta-analysis of EU and UK cases’, Regulation & Governance, 6 (1), pp. 23–45.

Ellig, J. and Conover, C. J. (2014) ‘Presidential priorities, congressional control, and the quality of regulatory analysis: an application to healthcare and homeland security’, Public Choice, 161 (3–4), pp. 305–320.

Francesco, F. De. (2012) ‘Diffusion of Regulatory Impact Analysis Among OECD and EU Member States’, Comparative Political Studies, 45 (10), pp. 1277–1305.

Goodstein, E. (1995) ‘Benefit-cost analysis at the EPA’, Journal of Socio-Economics, 24 (2), pp. 375–389.

Hahn, R. W. (2005) ‘Regulatory Reform: Assessing the Government’s Numbers’, SSRN Electronic Journal. https://doi.org/10.2139/ssrn.269630

Huang, J., Chaloupka, F. J. and Fong, G. T. (2013) ‘Cigarette graphic warning labels and smoking prevalence in Canada : a critical examination and reformulation of the FDA regulatory impact analysis’, Tobacco control, 23 (suppl. 1), pp. i7–i12.

Löfstedt, R. E. (2004) ‘The swing of the regulatory pendulum in Europe: from precautionary principle to (regulatory) impact analysis’, Journal of Risk and Uncertainty, 28 (3), pp. 237–260.

Lowery, B. C. (2016) ‘Planning for private consumption and collective beauty: regulating outdoor advertising in Los Angeles, 1881–2014’, Journal of Planning History, 15 (3), pp. 191–209.

Meaker, M. and Knight, W. (2022) ‘Shanghai Is Rewriting Chinese Censorship Amid Lockdown’, Wired. Available at: https://www.wired.com/story/shanghai-lockdown-china censorship/ (accessed: 02.10.2022).

Musshoff, O. and Hirschauer, N. (2014) ‘Using business simulation games in regulatory impact analysis —the case of policies aimed at reducing nitrogen leaching’, Applied Economics, 46 (25), pp. 3049–3060.

Ougus, A. (1998) ‘Regulatory Appraisal: A Neglected Opportunity for Law and Economics’, European journal of law and economics, 6 (1), pp. 53–68.

O’Barr, W. M. (2007) ‘Advertising in China’, Advertising & Society Review, 8 (3). Available at: https://muse.jhu.edu/article/221972/ (accessed: 02.10.2022).

Posner, R. A. (1974). ‘Theories of Economic Regulation’, Bell Journal of Economics, 5 (2), pp. 335–358.

Radaelli, C. M. (2010) ‘Rationality, Power, Management and Symbols: Four Images of Regulatory Impact Assessment’, Scandinavian Political Studies, 33 (2), pp. 164–188.

Saab, F. and de Almeida Midlej, S. (2021) ‘Evaluating the quality of Regulatory Impact Analysis: a literature review’, Revista do Serviço Público, 72, pp. 34–57.

Загрузки

Опубликован

15.09.2023

Как цитировать

Шаститко, А., Морозов, А., & Моросанова, А. (2023). Оценка эффектов проектируемых институциональных изменений: пример реформы цифровой наружной рекламы. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 39(3), 328–351. https://doi.org/10.21638/spbu05.2023.303

Выпуск

Раздел

Макро- и микроэкономические исследования