Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов

  • Ольга Алексеевна Канаева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0002-8257-9399

Аннотация

В статье подводятся итоги обсуждения проблем, ассоциируемых с корпоративной социальной ответственностью (КСО), за последние 60 лет, рассматриваются результаты и направления дальнейших исследований в этой области.
В качестве наиболее значимых как с теоретической, так и с практической точки зрения научных результатов автор предлагает рассматривать концептуализацию проблематики КСО, ее операционализацию, инструментализацию и профессионализацию, а также институционализацию КСО.
Автор делает вывод о том, что в конце XX — начале XXI в. произошла радикальная трансформация взглядов на природу и содержание КСО: от трактовки КСО как дополнительной по отношению к основной деятельности компании филантропической деятельности — к обоснованию ее роли как неотъемлемого элемента корпоративной стратегии, фактора формирования долгосрочных конкурентных преимуществ компании и повышения корпоративной устойчивости.

Ключевые слова:

корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная деятельность, корпоративная устойчивость, концепция КСО, концептуальная модель КСО, операционализация КСО, инструментализация КСО, профессионализация КСО, институционализация КСО, заинтересованные стороны, корпоративная стратегия

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ольга Алексеевна Канаева, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономической теории и социальной политики

Литература

Литература на русском языке

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: вызовы управленческому образованию // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2010. Вып. 2. С. 143–156.

Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. 272 с.

Благов Ю. Е. Эволюция концепции КСО и теория стратегического управления // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8: Менеджмент. 2011. Вып. 1. С. 3–26.

Благов Ю. Е., Иванова Е. А. Корпоративная социальная ответственность в России: уроки национального доклада об инвестициях // Российский журн. менеджмента. 2009. Т. 7, № 1. С. 16–26.

Канаева О. А. Корпоративная социальная ответственность: проблемы интеграции в образовательные программы подготовки экономистов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2012. Вып. 3. С. 157–172.

Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Малышков Г. Б. Структурные преобразования в условиях формирования «зеленой» экономики: вызовы для Российского государства и бизнеса // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 7–15.

Перегудов С. П., Семененко И. С. Корпоративное гражданство: концепции, мировая практика и российские реалии. М., 2008. 447 с.

Полищук Л. И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопр. экономики. 2009. № 10. С. 4–22.

Полтерович В. М. Трансплантация институтов // Экономическая наука современной России. 2001. № 3. С. 24–25.

Портер М., Креймер М. Капитализм для всех // Harvard Business Rev. Россия. 2011, март. С. 32–54.


References in Latin Alphabet

Bowen H. Social Responsibility of the Businessman. New York: Harper & Row, 1953. 538 р.

Campbell J. L. Institutional Analysis and the Paradox of Corporate Social Responsibility // American Behavioral Scientist. 2006 Vol. 49, N 7. P. 925–928.

Campbell J. L. Why Would Corporations Behave in Social Responsible Way? An Institutional Theory of Corporate Social Responsibility // Academy of Management Review. 2007. Vol. 32, N 3. P. 946–967.

Carroll A. A Three-Dimensional Conceptual Model of Corporate Social Performance // Academy of Management Rev. 1979. Vol. 4, N 4. Р. 504–566.

Carroll A. Corporate Social Responsibility: Evolution of a Definitional Construct // Business and Society. 1999. Vol. 38, N 3. September. Р. 269–270.

Carroll A., Hall J. Strategic Management Processes for Corporate Social Policy // Strategic Planning and Management Handbook / ed. by W. R. King, D. I. Cleland. New York: Van Nostrand Reinhold Co, 1987. P. 129–144.

Carroll A., Shabana K. The Business Case for Corporate Social Responsibility: a Review of Concepts, Research and Practice // Intern. J. Management Rev. 2010. Vol. 12, Is. 1. P. 85–105.

Dahlsrud A. How Corporate Social Responsibility is Defined: an Analysis of 37 Definitions // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2008. Vol. 15, Is. 1. P. 1–13.

Dyllick Th ., Hockerts K. Beyond the Business Case for Corporate Sustainability // Business Strategy and the Environment. 2002. Vol. 11, Is. 2. P. 130–144.

Elkington J. Cannibals with Forks. The Triple Bottom Line of 21st Century Business. Oxford: Capstone Publishing, 1997. 407 p.

Elkington J. Towards the Sustainable Corporation: Win-win-win Business Strategy for Sustainable Development // California Management Rev. 1994. Vol. 36, N 2. P. 90–100.

Freeman R., Velamuri S. A New Approach to CSR: Company Stakeholder Responsibility // Corporate Social Responsibility: Reconciling Aspiration with Application / еds A. Kakabadse, M. Morsing. New York: Palggrave Macmillan, 2006. Р. 9–23.

Frostensen M. CSR as Managerial Knowledge — but of what and for what? // Mercury Magazine (Special Issue on Emerging Markets). 2012. Vol. 1, N 2. P. 68–70.

Kitzmueller М. Economics and Corporate Social Responsibility // 21st Century Economics: A Reference Handbook. Vol. 2 / ed. by Rhona C. Free. SAGE Publications, 2010. 788 p.

Logsdon J., Wood D. Business Citizenship: from Domestic to Global Level of Analysis // Business Ethics Quarterly. 2002. Vol. 12, Is. 2. P. 155–158.

Miller J. I., Guthrie D. Institutional Determinants of CSR. The Rise of Corporate Social Responsibility: An Institutional Response to Labor, Legal, and Shareholder Environments. 2007. 46 p. URL: http://guthrieassociates.com/publications/csr/Guthrie-CSR-as-an-Institutional-Response.pdf. (дата обращения: 06.03.2013).

Ming-Dong P. A Review of the Theories of Corporate Social Responsibility: its Evolutionary Path and the Road Ahead // Intern. J. Management Rev. 2008. Vol. 10, N 1. P. 53–73.

Porter M., Kramer M. Creating Shared Value: How to Reinvent Capitalism — and Unleash a Wave of Innovation and Growth // Harvard Business Rev. 2011. Vol. 89, N 1/2. P. 62–77.

Porter M., Kramer M. Strategy and Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility // Harvard Business Rev. 2006. Vol. 84, N 12.

Post J., Preston L., Sach S. Redefining the Corporation: Stakeholder Management of Organizational Wealth. Palo Alto (CA): Stanford University press, 2002. 346 р.

Steurer R., Langer M. et al. Corporation, Stakeholders and Sustainable Development I: Theoretical Exploration of Business- society Relations // J. Business Ethics. 2005. Vol. 61, Is. 3. P. 263–281.

The CSR Salary Survey. A Report by Acona, Acre and Ethical Performance. March 2008. 16 р.

URL: http://www. rspp.ru (дата обращения: 18.03.2013).

URL:http://CorporateRegister.com (дата обращения: 07.04.2013).

URL:http://CorporateRegister.com (дата обращения: 18.03.2013).

Wartick S. L., Cochran P. L. The Evolution of the Corporate Social Performance Model // Academy of Management Rev. 1985. Vol. 10, N 4. Р. 758–769.

Wood D. J. Corporate Social Performance Revisited // Academy of Management Rev. 1991. Vol. 76, N 4. Р. 693–725.

Wood D. Measuring Corporate Social Performance A Review // Intern. J. Management Rev. 2010. Vol. 12, Is. 1. P. 51–72.

Wood D., Jones R. Stakeholder Mismatching: A Th eoretical Problem in Empirical Research on Corporate Social Performance // Intern. J. Organizational Analysis. 1995. Vol. 3, Is. 3. P. 229–267.


Translation of references in Russian into English

Опубликован
2013-06-28
Как цитировать
Канаева, О. А. (2013). Корпоративная социальная ответственность: эволюция теоретических взглядов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (2), 130 - 145. извлечено от https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/2202
Выпуск
Раздел
Теория и практика управления

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)