Закономерности развития брендинга в Российской Федерации

Авторы

  • Николай Николаевич Молчанов Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-2571-1493
  • Дмитрий Станиславович Головнев Брендинговая компания Labelmen, Российская Федерация, 196158, Санкт-Петербург, Яковлевский пер. 6

Аннотация

Цель данной статьи — анализ состояния брендинга в России и разработка прогноза его 
дальнейшего развития. Сущность брендинга, по мнению авторов, сводится к выработке у покупателей условного положительного рефлекса на товары, предлагаемые конкретным производителем. Отмечается, что в России проблематика становления и развития брендинга в настоящее время не имеет глубокой проработки в науке. Авторами проведено кабинетное исследование параметров российского брендинга в ретроспективе. Выявлены особенности зарождения и развития отечественного брендинга. К базовой особенности развития российского брендинга отнесено то обстоятельство, что он вынужден был возрождаться после значительного временного перерыва. Отмечено, что брендинг как специфическая отрасль прошла в России несколько стадий развития, каждая из которых характеризуется своими признаками и значимыми событиями. Предпринята попытка определить прогноз развития брендинга по отдельным отраслям экономики России. Сделан вывод о том, что современные экономические
и политические трудности крайне негативно воздействуют на большинство секторов экономики РФ. И в ближайшее время негативные эффекты только усилятся. Тем не менее в среднесрочной перспективе негативное влияние на российский брендинг этих факторов ограниченно. Доступ к современным технологиям и идеям благодаря интернет-коммуникациям сохранится, а сами брендинговые программы будут рассматриваться как инструмент решения социальных проблем. В целом, несмотря на сложности в экономике и политике из-за действия технологических и социальных факторов, общий прогноз развития брендинга является положительным.

Ключевые слова:

бренд, брендинг, стоимость бренда, экономика России, рынок, реклама

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Николай Николаевич Молчанов, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики исследований и разработок

Дмитрий Станиславович Головнев, Брендинговая компания Labelmen, Российская Федерация, 196158, Санкт-Петербург, Яковлевский пер. 6

кандидат экономических наук, директор по маркетингу

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Аакер Д. Создание сильных брендов / пер. с англ.; под ред. С. А. Старова, Д. Л. Волкова, Т. Н. Клеминой, А. Л. Загорского. М.: Издат. дом Гребенникова, 2003. 340 с.

Аакер Д., Йохимштайлер Э. Бренд-лидерство: новая концепция брендинга / пер. с англ. М.: Издат. дом Гребенникова, 2003. 380 с.

АКАР. Коммуникационный рынок России: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/research (дата обращения: 29.08.2015).

Всемирный Банк. Доклад об экономике России № 33, апрель 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf (дата обращения: 29.08.2015)

Воронин Г. Л., Киселева И. П., Козырева П. М., Косолапов М. С., Нафигина К. О., Низамова А. Э., Смирнов А. И., Соколова С. Б. Социально-экономическое поведение российских домохозяйств (по данным RLMS-HSE, 1992–2011) // Вестн. Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS HSE). 2013, № 3. С. 29 [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2013/10/17/1279641595/Vestnik_RLMS-HSE_2013.pdf (дата обращения: 29.08.2015).

Горшенина М. В., Долженкова О. В., Ковалева А. М. Брендинг в России: особенности и проблемы оценки // Молодой ученый. 2012, № 12. С. 188–190.

Гуриев С. Как российская экономика заплатит за имперскую политику в Крыму // Forbes, архив сайта от 12.03.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/251902-kak-rossiiskaya-ekonomika-zaplatit-za-imperskuyu-politiku-v-krym (дата обращения: 29.08.2015).

Берг Дж. ван ден, Берер М. «Крутые» всегда остаются «крутыми». Брендинг для поколения Y. СПб.: Издательство Питер, 2012. 272 с.

Дмитриева Л. М., Шушарин С. А. Бренд как социокультурная система // Омский научный вестник. 2014. Вып. 1 (125). С. 77–81.

Дудкина Г. В. Брендинг как интеллектуальная инновационная деятельность на рынке рекламы имиджа // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Серия 3. Экономика. Экология. 2010. Вып. 2, т. 3. С. 139–143.

Зайцева Е. И. Современный уровень брендинга организации // Экономический журнал. 2012. Вып. 28. С. 105–112.

Калиева О. М., Марченко В. Н., Дергунова М. И. Современные тенденции развития брендинга в рыночных условиях // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С. 109–112.

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ.; под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.

Келлер К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом / пер. с англ. 2-е изд. М.: Вильямс, 2005. 704 с.

Краснослободцев А. А. Концептуальное становление брендинга в контексте отечественной и зарубежной практики // Социально-экономические явления и процессы. 2011, Вып. 12 (034). С. 142–147.

Кувшинова О. Рост ушел в пессимизм // Ведомости № 3516 от 28.01.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/01/28/rost-ushel-v-pessimizm (дата обращения: 29.08.2015).

Кунде Й. Уникальность теперь… или никогда. Книга о корпоративной религии. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. 352 с.

Кураев Р. А. Правовая природа товарных знаков: история и современность // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2011. Вып. 6. С. 112–116.

Кутузов Р. Незнакомая субстанция (история бренда «Velle») // Forbes. 03.11.2008 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2008–11/6907-neznakomaya-substantsiya (дата обращения: 29.08.2015).

Мальцев О. В., Соснин К. С., Степанов И. А. Правовая защита товарных знаков в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. 2015. Вып. № 1–2 (44). С. 110–117.

Малышкина Е. А. История бренда или история о бренде // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Вып. 3 (061). C. 72–74.

Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов. СПб.: Питер, 2005. 336 с.

Мирсияпова Х. Деловая колбаса: как бренд «Велком» завоевывал рынок // Forbes. 20.11.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/forbes-woman/zhenshchiny-v-biznese/247607-delovaya-kolbasa-kak-brend-velkom-stal-odnim-iz-liderov-my (дата обращения: 20.12.2015).

Мартасов Д. А. Брендинг как социально-экономическая категория // Теория и практика общественного развития. 2012. Вып. 12. С. 438–442.

Молчанов Н. Н., Самоделов Д. А. Особенности бренд-менеджмент в инновационно-ориентированных компаниях // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 5. Экономика. 2013. № 1. С. 121–131.

Новое яйцо МТС со всех сторон [Электронный ресурс]. URL: http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/novoe-yajco-mts-so-vseh-storon-200455 (дата обращения: 23.03.2016).

Линдстром М. BRAND Sense. Чувство БРЕНДА. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брэндов. М.: Эксмо, 2006. 272 с.

Перфильев А. В., Рузакова О. В. Основные этапы эволюции экономической сущности брендинга // Изв. Уральского гос. экон. ун-та. 2012. Вып. 2. Т. 40. С. 94–100.

Промптова О. Главное — заварить кашу (история бренда «Быстров») // Forbes. 03.05.2005 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2005-05/19799-glavnoe-%E2%80%93-zavaritkashu(дата обращения: 20.12.2015).

Просветов И. Дожить до успеха (история бренда «Splat») // Forbes. 14.10.2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/mneniya-opinion/58319-dozhit-do-uspeha (дата обращения: 20.12.2015).

Реклама из 90-х [Электронный ресурс]. URL: http://www.adme.ru/zhizn-nostalgiya/reklama-iz-90-yh-306505/ (дата обращения: 29.08.2015).

Робинов А. А. Проблемы правоприменительной практики при рассмотрении споров о нарушении права на товарный знак // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. Вып. 4. С. 87–90.

Родионова Н. К., Громова Е. Ю. Эволюция инструментов брендинга и их влияние на развитие экономики территории // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11. С. 172–177.

Рукавишников А. Пивная революция и маркетинг пива в России. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 372 с.

Садовский П. Борьба с незаконным использованием товарных знаков: актуальные проблемы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2010. Вып. 9. С. 6–9.

Скрынник И. Яблочный самодержец: как «Сады Придонья» борются за лидерство на рынке соков // Forbes. 30.06.2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/potrebitelskii-rynok/261299-yablochnyi-samoderzhets-kak-sady-pridonya-boryutsya-za-liderstv (дата обращения: 20.12.2015)

Спирина Н. А. Основные тенденции и направления развития брэндинга в России и за рубежом // Экономика. Государство. Общество. Электронный журнал научных публикаций студентов и молодых ученых. 2010–2014. [Электронный ресурс]. URL: http://ego.uapa.ru/en/issue/2013/03/06/ (дата обращения: 20.12.2015).

Старов С. А. Бренд: понятие, сущность, эволюция // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 8. Менеджмент. 2008. Вып. 2. С. 3–39.

Старов С. А., Молчанов Н. Н., Алканова О. Н. Бренд, товарный знак и коммерческий символ как объекты управления компании // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 8. Менеджмент. 2012. Вып. 2. С. 33–52.

Тиньков О. Я такой как все. М.: Эксмо, 2010. 384 с.

Телерекламный бизнес: информационно-аналитическое обеспечение / под ред. В. П. Коломиец. М.: Международный институт рекламы, 2001. 395 с.

Траут Д., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. СПб.: Питер, 2006. 224 с.

Чернатони Л., де. От видения бренда к оценке бренда. Стратегический процесс роста и усиления брендов / пер. с англ. М.: Группа ИДТ, 2007. 310 с.

Чернатони Л., де, МакДональд М. Брендинг. Как создать мощный бренд / пер. с англ.; под ред. Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 559 с.

Шабанов Т. И. Развитие инструментов интернет-брендинга в России // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2012. Вып. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ecommercelaw.ru/articles/razvitie-instrumentov-internet-brendinga-v-rossii-shabanov.html (дата обращения: 29.01.2016).

Якубова Т. Н. Особенности формирования отечественного брендинга в период интеграции России в мировую экономику // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Окт. № 20(53). С. 10–31. URL: http://www.mainmarketing.ru/mcobs-213-1.html [сайт] (дата обращения: 28.01.2016).


References in Latin Alphabet


Translation of references in Russian into English

Aaker D. Sozdanie sil’nykh brendov [Building strong brands]. Transl. from Engl., eds S. A. Starov, D. L. Volkov, T. N. Klemina, A. L. Zagorskii. Moscow, Izdat. dom Grebennikova, 2003. 340 p. (In Russian)

Aaker D., Iokhimshtailer E. Brend-liderstvo: novaia kontseptsiia brendinga [Brand Leadership: a new concept of branding]. Transl. from Engl. Moscow, Izdat. dom Grebennikova, 2003. 380 p. (In Russian)

AKAR. Kommunikatsionnyi rynok Rossii: vchera, segodnia, zavtra [Russian communication market: yesterday, today and tomorrow]. Available at: http://www.akarussia.ru/knowledge/research (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Vsemirnyi Bank. Doklad ob ekonomike Rossii № 33, aprel’ 2015 [Th e World Bank. Russian Economic Report №33, April 2015]. Available at: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/document/eca/russia/rer33-rus.pdf (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Voronin G. L., Kiseleva I. P., Kozyreva P. M., Kosolapov M. S., Nafi gina K. O., Nizamova A. E., Smirnov A. I., Sokolova S. B. Sotsial’no-ekonomicheskoe povedenie rossiiskikh domokhoziaistv (po dannym RLMS-HSE, 1992–2011) [Monitoring of Socio-economic Behavior of Russian households (according RLMS- HSE, 1992–2011)]. Vestn. Rossiiskogo monitoringa ekonomicheskogo polozheniia i zdorov’ia naseleniia NIU VShE (RLMS HSE) [Bulletin of the Russian Monitoring of the economic situation and the health of the population of HSE (RLMS-HSE)], 2013, no, 3, p. 29. Available at: http://www.hse.ru/data/2013/10/17/1279641595/Vestnik_RLMS-HSE_2013.pdf (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Gorshenina M. V., Dolzhenkova O. V., Kovaleva A. M. Brending v Rossii: osobennosti i problemy otsenki [Branding in Russia: characteristics and problems of assessment]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2012, no. 12, pp. 188–190. (In Russian)

Guriev S. Kak rossiiskaia ekonomika zaplatit za imperskuiu politiku v Krymu [the Russian economy will pay for the imperial policy in the Crimea]. Forbes, arkhiv saita ot 12.03.2014 [Forbes, site archive from 03.12.2014]. Available at: http://www.forbes.ru/mneniya-column/konkurentsiya/251902-kakrossiiskaya-ekonomika-zaplatit-za-imperskuyu-politiku-v-krym (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Berg Dzh. van den, Berer M. «Krutye» vsegda ostaiutsia «krutymi». Brending dlia pokoleniia Y [How Cool Brands Stay Hot: Branding to Generation Y]. St. Petersburg, Izdatel’stvo Piter Publ., 2012. 272 p. (In Russian)

Dmitrieva L. M., Shusharin S. A. Brend kak sotsiokul’turnaia sistema [Brand as a socio-cultural system]. Omskii nauchnyi vestnik [Omsk Scientifi c Bulletin], 2014, issue 1 (125), pp. 77–81. (In Russian)

Dudkina G. V. Brending kak intellektual’naia innovatsionnaia deiatel’nost’ na rynke reklamy imidzha [Branding as intellectual innovation in the advertising image of the market]. Vestn. Volgograd. gos. unta. Seriia 3. Ekonomika. Ekologiia [Herald of Volgograd State University. Series 3: Th e Economy. Ecology], 2010, issue 2, vol. 3, pp. 139–143. (In Russian)

Zaitseva E. I. Sovremennyi uroven’ brendinga organizatsii [The present level of organization branding]. Ekonomicheskii zhurnal [Economic Journal], 2012, issue 28, pp. 105–112. (In Russian)

Kalieva O. M., Marchenko V. N., Dergunova M. I. Sovremennye tendentsii razvitiia brendinga v rynochnykh usloviiakh [Modern trends of development of branding in the market conditions]. Ekonomika, upravlenie, finansy: materialy III mezhdunar. nauch. konf. (g. Perm’, fevral’ 2014 g.) [Economics, management, fi nance: Materials of III International. scientifi c. Conf. (Perm, February 2014)]. Perm’, Merkurii Publ., 2014, pp. 109–112. (In Russian)

Kastel’s M. Informatsionnaia epokha: ekonomika, obshchestvo i kul’tura [The Information Age: Economy, Society and Culture]. Transl. from Engl., ed. by O. I. Shkaratan. Moscow, GU VShE Publ., 2000. 606 p. (In Russian)

Keller K. L. Strategicheskii brend-menedzhment: sozdanie, otsenka i upravlenie marochnym kapitalom [Strategic brand management: creating, assessment and management of branded capital]. Transl. from Engl. 2nd ed. Moscow, Vil’iams Publ., 2005. 704 p. (In Russian)

Krasnoslobodtsev A. A. Kontseptual’noe stanovlenie brendinga v kontekste otechestvennoi i zarubezhnoi praktiki [Conceptual emergence of branding in the context of domestic and foreign practice]. Sotsial’noekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2011, issue 12 (034), pp. 142–147. (In Russian)

Kuvshinova O. Rost ushel v pessimizm [Height resigned pessimism]. Vedomosti № 3516 ot 28.01.2014 [Vedomosti №3516 from 01.28.2014]. Available at: http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2014/01/28/rostushel-v-pessimizm (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Kunde I. Unikal’nost’ teper’… ili nikogda. Kniga o korporativnoi religii [Unique now … or never. The book is about corporate religion]. St. Petersburg, Stokgol’mskaia shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge Publ., 2005. 352 p. (In Russian)

Kuraev R. A. Pravovaia priroda tovarnykh znakov: istoriia i sovremennost’ [Legal nature of trademarks: Past and Present]. Probely v rossiiskom zakonodatel’stve. Iuridicheskii zhurnal [Gaps in Russian legislation. Legal Journal], 2011, issue 6, pp. 112–116. (In Russian)

Kutuzov R. Neznakomaia substantsiia (istoriia brenda «Velle») [An unknown substance (the story «Velle» brand)]. Forbes. 03.11.2008. Available at: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2008–11/6907-neznakomaya-substantsiya (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Mal’tsev O. V., Sosnin K. S., Stepanov I. A. Pravovaia zashchita tovarnykh znakov v rossiiskoi federatsii [Legal protection of trademarks in the Russian Federation]. Voprosy sovremennoi iurisprudentsii [Problems of modern jurisprudence], 2015, issue no. 1–2 (44), pp. 110–117. (In Russian)

Malyshkina E. A. Istoriia brenda ili istoriia o brende [History of the brand or the history of the brand]. Sotsial’no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2014, isuue 3 (061), pp. 72–74. (In Russian)

Mark M., Pirson K. Geroi i buntar’. Sozdanie brenda s pomoshch’iu arkhetipov [Th e Hero and The Outlaw. Building Extraordinary Brands Trough the Power of Archetypes]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 336 p. (In Russian)

Mirsiiapova Kh. Delovaia kolbasa: kak brend «Velkom» zavoevyval rynok [Business sausage: as a brand “Wellcome” won market]. Forbes. 20.11.2013. Available at: http://www.forbes.ru/forbes-woman/zhenshchiny-v-biznese/247607-delovaya-kolbasa-kak-brend-velkom-stal-odnim-iz-liderov-my (accessed 20.12.2015). (In Russian)

Martasov D. A. Brending kak sotsial’no-ekonomicheskaia kategoriia [Branding as a socio-economic category]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia [Theory and practice of social development], 2012, issue 12, pp. 438–442. (In Russian)

Molchanov N. N., Samodelov D. A. Osobennosti brend-menedzhment v innovatsionno-orientirovannykh kompaniiakh [Features brand management in innovation-driven companies]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 5. Economics, 2013, issue 1, pp. 121–131. (In Russian)

Novoe iaitso MTS so vsekh storon [New MTS egg on all sides]. Available at: http://www.adme.ru/tvorchestvoreklama/novoe-yajco-mts-so-vseh-storon-200455 (accessed 23.03.2016). (In Russian)

Lindstrom M. BRAND Sense. Chuvstvo BRENDA. Vozdeistvie na piat’ organov chuvstv dlia sozdaniia vydaiushchikhsia brendov [BRAND Sense. The feeling of the brand. The impact on the five senses to create outstanding brands]. Moscow, Eksmo Publ., 2006. 272 p. (In Russian)

Perfi l’ev A. V., Ruzakova O. V. Osnovnye etapy evoliutsii ekonomicheskoi sushchnosti brendinga [The main stages of the evolution of the economic essence of branding]. Izv. Ural’skogo gos. ekon. un-ta [News of the Ural State Economic University], 2012, issue 2, vol. 40, pp. 94–100. (In Russian)

Promptova O. Glavnoe — zavarit’ kashu (istoriia brenda «Bystrov») [The main thing — make porridge (story “Bistrov” brand)]. Forbes. 03.05.2005. Available at: http://www.forbes.ru/forbes/issue/2005-05/19799-glavnoe-%E2%80%93-zavarit-kashu (accessed 20.12.2015). (In Russian)

Prosvetov I. Dozhit’ do uspekha (istoriia brenda «Splat») [To live up to the success of (the history of the brand «Splat»)]. Forbes. 14.10.2010. Available at: http://www.forbes.ru/mneniya-opinion/58319-dozhit-douspeha(accessed 20.12.2015). (In Russian)

Reklama iz 90-kh [Advertising of the ‘90s]. Available at: http://www.adme.ru/zhizn-nostalgiya/reklama-iz-90-yh-306505/ (accessed 29.08.2015). (In Russian)

Robinov A. A. Problemy pravoprimenitel’noi praktiki pri rassmotrenii sporov o narushenii prava na tovarnyi znak [Problems of law enforcement practice in disputes concerning infringement of trademark rights]. Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii [Property relations in the Russian Federation], 2011, issue 4, pp. 87–90. (In Russian)

Rodionova N. K., Gromova E. Iu. Evoliutsiia instrumentov brendinga i ikh vliianie na razvitie ekonomiki territorii [Evolution of branding tools and their impact on the development of the territory’s economy]. Sotsial’no-ekonomicheskie iavleniia i protsessy [Socio-economic phenomena and processes], 2011, no. 11, pp. 172–177. (In Russian)

Rukavishnikov A. Pivnaia revoliutsiia i marketing piva v Rossii [Beer Revolution and marketing of beer in Russia]. Moscow, Al’pina Biznes Buks Publ., 2008. 372 p. (In Russian)

Sadovskii P. Bor’ba s nezakonnym ispol’zovaniem tovarnykh znakov: aktual’nye problemy [Fight against illegal use of trademarks: urgent problems]. Imushchestvennye otnosheniia v Rossiiskoi Federatsii [Property relations in the Russian Federation], 2010, issue 9, pp. 6–9. (In Russian)

Skrynnik I. Iablochnyi samoderzhets: kak «Sady Pridon’ia» boriutsia za liderstvo na rynke sokov [Apple autocrat: as “Gardens Pridonya” struggle for leadership in the juice market]. Forbes. 30.06.2014. Available at: http://www.forbes.ru/kompanii/potrebitelskii-rynok/261299-yablochnyi-samoderzhetskak-sady-pridonya-boryutsya-za-liderstv (accessed 20.12.2015). (In Russian)

Spirina N. A. Osnovnye tendentsii i napravleniia razvitiia brendinga v Rossii i za rubezhom [Major trends and directions of development of branding in Russia and abroad]. Ekonomika. Gosudarstvo. Obshchestvo. Elektronnyi zhurnal nauchnykh publikatsii studentov i molodykh uchenykh. 2010–2014 [Economy. State. Society. Electronic journal of scientifi c publications of students and young scientists © RANHiGS penitentiary,2010–2014]. Available at: http://ego.uapa.ru/en/issue/2013/03/06/ (accessed 20.12.2015). (In Russian)

Starov S. A. Brend: poniatie, sushchnost’, evoliutsiia [Brand: concept, essence, evolution]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 8. Management, 2008, issue 2, pp. 3–39. (In Russian)

Starov S. A., Molchanov N. N., Alkanova O. N. Brend, tovarnyi znak i kommercheskii simvol kak ob'ekty upravleniia kompanii [Brand, trademark and commercial character as a company]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 8. Management, 2012, issue 2, pp. 33–52. (In Russian)

Tin’kov O. Ia takoi kak vse [I’m the same as all]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 384 p. (In Russian)

Telereklamnyi biznes: informatsionno-analiticheskoe obespechenie [Advertising of the ‘90s. Television advertising business: information and analytical support]. Ed. by V. P. Kolomiets. Moscow, Mezhdunarodnyi institut reklamy Publ., 2001. 395 p. (In Russian)

Traut D., Rivkin S. Diff erentsiruisia ili umirai! Vyzhivanie v epokhu ubiistvennoi konkurentsii [Differentiate or Die: Survival in Our Era of Killer Competition]. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 224 p. (In Russian)

Chernatoni L., de. Ot videniia brenda k otsenke brenda. Strategicheskii protsess rosta i usileniia brendov [From Brand Vision to Brand Evaluation: The strategic process of growing and strengthening brands]. Transl. from Engl. Moscow, Gruppa IDT Publ., 2007. 310 p. (In Russian)

Chernatoni L., de, MakDonal’d M. Brending. Kak sozdat’ moshchnyi brend [Branding. Creating Powerful Brands]. Transl. from Engl., ed. by B. L. Eremin. Moscow, IuNITI-DANA Publ., 2006. 559 p. (In Russian)

Shabanov T. I. Razvitie instrumentov internet-brendinga v Rossii [Development tools of online branding in Russia]. Biznes v zakone. Ekonomiko-iuridicheskii zhurnal [Business-in-law. Economics and Law Journal], 2012, issue 1. Available at: http://ecommercelaw.ru/articles/razvitie-instrumentov-internet-brendinga-vrossii-shabanov.html (accessed 29.01.2016). (In Russian)

Iakubova T. N. Osobennosti formirovaniia otechestvennogo brendinga v period integratsii Rossii v mirovuiu ekonomiku [Features of formation of national branding in the period of Russian integration into the world economy]. Natsional’nye interesy: prioritety i bezopasnost’ [National interests: priorities and security], 2009, October no. 20(53), pp. 10–31. (In Russian) Available at: http://www.mainmarketing.ru/mcobs-213-1.html (accessed 28.01.2016). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

30.03.2016

Как цитировать

Молчанов, Н. Н., & Головнев, Д. С. (2016). Закономерности развития брендинга в Российской Федерации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (1), 080–105. извлечено от https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/1343

Выпуск

Раздел

Маркетинг и стратегический менеджмент

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)