Проблемы и перспективы применения технологий самообслуживания в России и Германии

  • Керстин Пецольдт Университет Технологий Ильменау, 29, Ehrenbergstraße, Ilmenau, 98693, Germany https://orcid.org/0000-0002-9301-1459
  • Александра Геннадьевна Коваль Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0001-8648-0911
  • Яна Шлиеве Университет Технологий Ильменау, 29, Ehrenbergstraße, Ilmenau, 98693, Germany

Аннотация

В статье выявляются основные факторы, влияющие на восприятие технологий самообслуживания в России и Германии. Рассматриваются два подхода к исследованию проблем применения технологий: процессно-ориентированный и факторный. В рамках процессно-ориентированного подхода анализируются модель принятия решения об инновации Э. Роджерса и модель восприятия технологии Ф.Девиса. При факторном подходе изучаются основные характеристики потребителей и технологий самообслуживания, влияющие на процесс восприятия последних. На основе полученных результатов теоретического анализа рассматривается практика применения касс самообслуживания как одного извидо в данных технологий в России и Германии. В результате оценивается влияние культурных особенностей на восприятие касс самообслуживания в обеих странах и вырабатываются рекомендации для компаний.

Ключевые слова:

технологии самообслуживания, диффузия инноваций, модель восприятия технологий, кассы самообслуживания

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Керстин Пецольдт, Университет Технологий Ильменау, 29, Ehrenbergstraße, Ilmenau, 98693, Germany

доктор экономических наук, профессор кафедры маркетинга

Александра Геннадьевна Коваль, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

кандидат экономических наук, старший преподаватель

Яна Шлиеве, Университет Технологий Ильменау, 29, Ehrenbergstraße, Ilmenau, 98693, Germany

аспирантка кафедры маркетинга

Литература

Литература на русском языке

Булгакова И.Н., Овчинникова Т.И., Штефан В. И. Процессы диффузии инноваций // Практический маркетинг. 2006. № 12(118). С. 28–30.

Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информац. изд. дом «Филинъ», 1997. 336 с.

Виноградов А. «Пилот» внедряет кассы самообслуживания в «Радуге» // Торговое оборудование в России. 2010. № 2. Февраль. URL: http://retail-tech.ru/food/articles/1683/28336/ (дата обращения: 16.09.2010).

Корнев Г. С кассой один на один // Мое дело магазин. 2010. № 124. Август. URL: http://www.mdmag.ru/magazines/article/458/ (дата обращения: 16.09.2010).

Матковская Я. С. Потребительское поведение на рынке инновационных технологий: моделирование стандартов // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 12–21.

Молчанов Н. Н. Информационный детерминизм в экономике // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2004. Вып. 4. С. 35–48.

Никулина О. В., Покуль В.О. Маркетинговая концепция реализации инновационных идей // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 25(57). С. 37–44.

Силаков А.В., Силакова В. В. Описание жизненного цикла товара на основе модели диффузии инноваций // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 4(82). С. 250–263.


References in Latin Alphabet

Anselmsson J. Customer-Perceived Service Quality and Technology-Based Self-Service. Lund, 2001.

Aronson E., Wilson T. D., Akert R.M. Sozialpsychologie: 6. Aufl. München, 2008.

Bandura A. Self-efficacy: toward an unifying theory of behavioral chance // Psychological Review. 1977. Vol. 84. Р. 191–215.

Bateson J. E.G. Self-Service Consumer: An Exploratory Study // Journal of Retailing. 1985. Vol. 61. Р. 49–76.

Bender H. Self-Checkout— Selbst ist der Kunde // Der Handel. 2009. Vol. 11. URL: www.derhandel.de (дата обращения: 16.09.2010).

Bruhn M., Stauss B. Electronic Services. Dienstleistungsmanagement: Jahrbuch. Wiesbaden, 2002.

Chau P. Y. K., Lai V. S. K. An Empirical Investigation of the Determinants of User Acceptance of Internet Banking // Journal of Organizational Computing and Electronic Commerce. 2003. Vol. 13. Р. 123–145.

Cunningham L. F., Clifford E. Y., Gerlach J. H. Consumer views of self-service technologies // The Service Industries Journal. 2008. Vol. 28. Р. 719–732.

Curran J. M., Meuter M. L. Self-service technology adoption: comparing three technologies // Journal of Services Marketing. 2005. Vol. 19. Р. 103–113.

Dabholkar P.A. Consumer evaluations of new technology-based self-service options: An investigation of alterantive models of service quality // International Journal of Research in Marketing. 1996. Vol. 13. Р. 28–51.

Dabholkar P.A. Technology based service delivery: a classification scheme for developing marketing strategies // Swartz T.A., Swartz A., Bowen D. E., Brown S. W. Advances in service marketing and management. 1994. Vol. 3. Р. 241–271.

Dabholkar P.A., Bagozzi R. P. An Attitudinal Model of Technology-Based Self-Service: Moderating Effects of Consumer Traits and Situational Factors // Journal of the Academy of Marketing Science. 2002. Vol. 30. Р. 184–201.

Dabholkar P.A., Sheng X. The role of perceived control and gender in consumer reaction to download delays // Journal of Business Research. 2009. Vol. 62. Р. 756–760.

Davis F.D. Perceived Usefulness, perceived Ease of use, and User Acceptance of Information Technology // MIS Quarterly. 1989. Vol. 13, Р. 319–340.

Die Kassenzone automatisieren // Wincor Nixdorf Geschaeftsbericht 2007/2008. S. 54–57. URL: http://www.wincor-nixdorf.com (дата обращения: 16.09.2010).

Evans K.R., Brown S.W. Strategic options for service delivery systems // Ingene C. A., Frazier G. L. Proceedings of the AMA Summer educators’ conference. Chicago, 1988. Р. 207–212.

Königstorfer J. Akzeptanz von technologischen Innovationen. Wiesbaden, 2008.

Koval A.G., Pezoldt K., Schliewe J. Acceptance of self-scan checkouts: a cross-cultural comparison between Germany and Russia // The proceedings of 10th International Marketing Trends Conference. Paris, 2011.

Kuss A., Diller H. Kaufrisiko // Diller H. Vahlens Großes Marketing Lexikon. Bd. 1: 2. Aufl. München, 2001. S. 757–758.

Liljander V., Gillberg F., Gummerus J., Van Riel A. Technology Readiness and the Evaluation and Adoption of Self-Service technologies // Journal of Retailing and Consumer Services. 2006. Vol. 13. Р. 177–191.

Meuter M. L., Bitner M. J., Ostrom A. L., Brown S.W. Choosing among Alternative Service Deliversy Modes: An Investigation of Customer Trial of Self-Service Technologies // Journal of Consumer Marketing. 2005. Vol. 69. Р. 61–83.

Meuter M. L., Ostrom A. L., Roundtree R., Bitner M. J. Self-Service Technologies: Understanding Customer Satisfaction with Technology-Based Service Encounters // Journal of Marketing. 2000. Vol. 64. Р. 50–64.

Nysveen H., Pedersen P. E., Thorbjørnsen H. Explaining intention to use mobile chat services: moderating effects of gender // Journal of Consumer Marketing. 2005. Vol. 22. Р. 247–256.

Ostrom A. L., Bitner M. J., Meuter M. L. Self-Service Technologies // Rust R., Kannan P.K. E-Service: new directions in theory and practice. New York, 2002. Р. 45–64.

Pezoldt K., Schliewe J. A cross-cultural comparison of factors influencing self-scan skeckout use // Journal of Business and Economics Research. 2010. Vol. 8. N 10. Р. 39–48.

Rogers E.M. Diffusion of Innovations: 5th еd. New York: Free Press, 2003. 551 p.

Self-Checkout setzt sich weiter durch—Wincor Nixdorf gewinnt Grossteil der Auftraege in Europa // Wincor Nixdorf Report. Oktober. 2009. S. 8. URL: http://www.wincor-nixdorf.com (дата обращения: 16.09.2010).

Trocchia P. J., Janda S. A phenomenological investigation of internet usage among older individuals // Journal of Consumer Marketing. 2000. Vol. 17. Р. 605–616.

URL: http://www.auchan.ru/ru/press/48 (дата обращения: 16.09.2010).

URL: http://www.cnews.ru/reviews/free/retail2009/articles/kass.shtml (дата обращения: 16.09.2010).

URL: http://www.pilot.ru/main/press/public/raduga (дата обращения: 16.09.2010).

URL: www.ibm.com/ru/ru/ (дата обращения: 16.09.2010).

URL: www.ncr.ru (дата обращения: 16.09.2010).

Van Beuningen J., De Ruyter K., Wetzels M., Streukens S. Customer Self-Efficacy in Technology-Based Self-Service // Journal of Service Research. 2009. Vol. 11. Р. 407–428.

Webster M. Self-checkout- the global growth story // Retail Automation Bulletin. 2009. Vol. 1. Р. 12–13. URL: http://www.rbrlondon.com/retail/RAB_Volume1.pdf (дата обращения: 16.09.2010).


Translation of references in Russian into English

Опубликован
2011-03-30
Как цитировать
Пецольдт, К., Коваль, А. Г., & Шлиеве, Я. (2011). Проблемы и перспективы применения технологий самообслуживания в России и Германии. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, (1), 103 - 115. извлечено от https://economicsjournal.spbu.ru/article/view/2789
Выпуск
Раздел
Мировая экономика