Прибыльные и убыточные арт-инвестиции: статистический анализ рентабельности

Авторы

  • Валерия Андреевна Колычева Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9 https://orcid.org/0000-0003-0619-4523

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2017.407

Аннотация

Цель настоящей статьи — доказать присутствие безусловного инвестиционного потенциала в предметах искусства. Только 14,8 % памятников не приносят собственникам прибыль от своей перепродажи на фоне подавляющей доли произведений (85,2 %), гарантирующих коллекционерам финансовый успех. Именно на такие «половины» распадается мировой художественный рынок, позволяя объективно взглянуть и впервые эмпирически изучить до этого не вводившиеся в научный оборот совокупности — Profitable Repeat Sales и Unprofitable Repeat Sales. Представленное в исследовании антагонистическое сравнение арт-инвестиций позволило вскрыть настоящий парадокс рынка памятников, а именно практически функциональную зависимость между ценами (первой и дальнейшей) на искусство в рейтинге нерентабельных произведений. Каким образом работа, проданная дороже, чем была приобретена, может в принципе пополнить список неприбыльных художественных ценностей? Найденный ответ: в силу потерь собирателя из-за трансакционных издержек — привел к необходимости дополнительного анализа в области специфических рисков изучаемого рынка. Главным выводом статьи стало подтверждение константной (напомним, характер связи почти функциональный) рентабельности искусства при свободном действии одной переменной — рисковых трансакций, от точности прогнозирования которых учеными зависит вероятность появления рационального средства для сохранения и многократного преумножения капитала.

Ключевые слова:

арт-рынок, произведения искусства, рентабельность, вариационный анализ, корреляционный анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Биография автора

Валерия Андреевна Колычева, Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

кандидат экономических наук, доцент

Библиографические ссылки

Литература на русском языке

Денисов Б. А. Нетрадиционный бизнес. Очерки для непосвященных. М.: Российский экономический журнал, 1997. 96 с.

Долгин А. Б. Экономика символического обмена. М.: ИНФРА-М, 2006. 632 с.

Колычева В. А. Рынок произведений искусства: теоретико-экономический анализ. М.: Проспект, 2014. 136 с.

Колычева В. А. Статистический анализ распределения цен на произведения искусства // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 5. Экономика. 2016. № 1. С. 42–55.

Колычева В. А. Анализ частотных распределений инвестиций в произведения искусства // Вопросы статистики. 2017. № 2. С. 60–67.

Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства / С. Скатерщиков, В. Кориневский, О. Яковенко, К. Пихлер, Т. Цимке, Н. Хансен. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 224 с.


References in Latin Alphabet

Agnello R. J. Investment Returns and Risk for Art: Evidence from Auctions of American Paintings // Eastern Economic Journal. 2002. Vol. 28, N 4. P. 443–463.

Baumol W. J. Unnatural Value: Or Art Investment as Floating Grap Game // American Economic Review. 1986. Vol. 76, N 2. P. 10–14.

Chanel O., Gerard-Varet L. A., Ginsburgh V. Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless // Geneva Papers on Risk and Insurance Theory. 1994. Vol. 19, N 1. P. 7–21.

Cosmopolitan Canvases. The Globalization of Markets for Contemporary Art / ed. by O. Veldhuis, S. B. Curioni. Oxford University Press, 2015. 320 p.

Ekelund Jr. R. B., Ressler R. W., Watson J. K. The “Death-Effect” in Art Prices: A Demand-Side Exploration // Journal of Cultural Economics. 2000. Vol. 24, N 4. P. 283–300.

Frey B. S., Eichenberger R. On the Return of Art Investment Return Analyses // Journal of Cultural Economics. 1995. Vol. 19, N 3. P. 207–220.

Frey B. S., Pommerehne W. W. Art Investment: An Empirical Inquiry // Southern Economic Journal. 1989. Vol. 56, N 3. P. 396–409.

Goetzmann W. N. Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries // American Economic Review. 1993. Vol. 83, N 5. P. 1370–1376.

Highfill J., O’Brien K. Bidding and Prices for Online Art Auctions: Sofa Art or Investment // Journal of Cultural Economics. 2007. Vol. 31, N 4. P. 279–292.

Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces // American Economic Review. 2002. Vol. 92, N 5. P. 1656–1668.

Pesando J. E., Shum P. M. The Law of One Price, Noise and “Irrational Exuberance”: The Auction Market for Picasso Prints // Journal of Cultural Economics. 2007. Vol. 31, N 4. P. 263–277.

Worthington A. C., Higgs H. Art as an Investment: Risk, Return and Portfolio Diversification in Major Painting Markets // Accounting and Finance. 2004. Vol. 44, N 2. P. 257–271.


Translation of references in Russian into English

Agnello R. J. Investment Returns and Risk for Art: Evidence from Auctions of American Paintings. Eastern Economic Journal, 2002, vol. 28, no. 4, pp. 443–463.

Baumol W. J. Unnatural Value: Or Art Investment as Floating Grap Game. American Economic Review, 1986, vol. 76, no. 2, pp. 10–14.

Chanel O., Gerard-Varet L. A., Ginsburgh V. Prices and Returns on Paintings: An Exercise on How to Price the Priceless. Geneva Papers on Risk and Insurance Theory, 1994, vol. 19, no. 1, pp. 7–21.

Cosmopolitan Canvases. Th e Globalization of Markets for Contemporary Art. Eds. O. Veldhuis, S. B. Curioni. Oxford University Press, 2015. 320 p.

Denisov B. A. Netraditsionnyi biznes. Ocherki dlia neposviashchennykh [Non-conventional business: essays for laymen]. Moscow, Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal, 1997. 96 p. (In Russian)

Dolgin A. B. Ekonomika simvolicheskogo obmena [Economics of the symbolic exchange]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006. 632 p. (In Russian)

Ekelund Jr. R. B., Ressler R. W., Watson J. K. The “Death-Effect” in Art Prices: A Demand-Side Exploration. Journal of Cultural Economics, 2000, vol. 24, no. 4, pp. 283–300.

Frey B. S., Eichenberger R. On the Return of Art Investment Return Analyses. Journal of Cultural Economics, 1995, vol. 19, no. 3, pp. 207–220.

Frey B. S., Pommerehne W. W. Art Investment: An Empirical Inquiry. Southern Economic Journal, 1989, vol. 56, no. 3, pp. 396–409.

Goetzmann W. N. Accounting for Taste: Art and the Financial Markets Over Three Centuries. American Economic Review, 1993, vol. 83, no. 5, pp. 1370–1376.

Highfill J., O’Brien K. Bidding and Prices for Online Art Auctions: Sofa Art or Investment. Journal of Cultural Economics, 2007, vol. 31, no. 4, pp. 279–292.

Kolycheva V. A. Analiz chastotnykh raspredelenii investitsii v proizvedeniia iskusstva [Frequency distributions analysis of the investments in art works]. Voprosy statistiki [Questions of statistics], 2017, no. 2, pp. 60–67. (In Russian)

Kolycheva V. A. Rynok proizvedenii iskusstva: teoretiko-ekonomicheskii analiz [The art market: theoretical and economic analysis]. Moscow, Prospekt Publ., 2014. 136 p. (In Russian)

Kolycheva V. A. Statisticheskii analiz raspredeleniia tsen na proizvedeniia iskusstva [Statistical analysis of the art prices distribution]. Vestnik SPbSU. Series 5. Economics, 2016, iss. 1, pp. 42–55. (In Russian)

Mei J., Moses M. Art as an Investment and the Underperformance of Masterpieces. American Economic Review, 2002, vol. 92, no. 5, pp. 1656–1668.

Pesando J. E., Shum P. M. The Law of One Price, Noise and “Irrational Exuberance”: The Auction Market for Picasso Prints. Journal of Cultural Economics, 2007, vol. 31, no. 4, pp. 263–277.

Skatershchikov S., Korinevskii V., Iakovenko O., Pikhler K., Tsimke T., Khansen N. Rukovodstvo po investirovaniiu na rynke predmetov iskusstva [Guide to investing in the art market]. Moscow, Al’pina Biznes Buks Publ., 2006. 224 p. (In Russian)

Worthington A. C., Higgs H. Art as an Investment: Risk, Return and Portfolio Diversification in Major Painting Markets. Accounting and Finance, 2004, vol. 44, no. 2, pp. 257–271.

Загрузки

Опубликован

29.12.2017

Как цитировать

Колычева, В. А. (2017). Прибыльные и убыточные арт-инвестиции: статистический анализ рентабельности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, 33(4), 641–657. https://doi.org/10.21638/11701/spbu05.2017.407

Выпуск

Раздел

Экономика отраслевых рынков